Игорь Кравченко: «Для работы отрасли необходима полноценная государственная поддержка»

pozitciya.com.ua, 29.05.19
В минувшую пятницу государственное предприятие «Запорожское машиностроительное конструкторское бюро «Прогресс» имени академика А.Г. Ивченко» гостеприимно распахнуло свои двери для всех желающих увидеть, как и в каких условиях рождаются авиационные двигатели. Здесь провели традиционный день открытых дверей, приуроченный к 74-й годовщине со дня создания предприятия.
Воспользовались этой возможностью сотни жителей Запорожья, а также ветеранов «Прогресса», отдавших ему не одно десятилетие жизни. С самого утра на проходной было не протолкнуться, а народ все прибывал. Праздничная атмосфера царила повсюду – будь то ухоженные и зеленые аллеи на предприятии или производственные помещения.
– На сегодняшний день мы динамично развиваемся и имеем хорошие технико-экономические показатели, — говорит директор ГП «Ивченко-Прогресс», генеральный конструктор Игорь Кравченко. – Регулярно проводится модернизация и реконструкция действующего производства, продолжаются работы по использованию энергосберегающих технологий, идет обновление внешнего вида корпусов. На предприятии обеспечен стабильный рост заработной платы и созданы оптимальные условия для работы и отдыха сотрудников.
Отметим, что ко дню предприятия каждый работник ГП «Ивченко-Прогресс», а также пенсионеры, находящиеся на заслуженном отдыхе, и матери по уходу за ребенком до трех лет получили материальное вознаграждение. Также в актовом зале состоялась торжественная часть праздника, в ходе которой Игорь Кравченко вручил лучшим сотрудникам награды, почетные грамоты и благодарностиот государственного концерна «Укроборонпром», Запорожской облгосадминистрации, областного и городского советов, Шевченковской районной администрации.
– Мы имеем огромный научный потенциал, но сегодня самое главное – это рынок сбыта продукции, – продолжает Игорь Кравченко. – К сожалению, у державы нет возможности помогать авиационной отрасли глобально – лишь точечно. Достаточно сказать, что на ГП «Ивченко-Прогресс» нет государственных заказов. Но нам за прошедший год все же удалось расширить партнерскую сеть, начав серийные поставки своей продукции в Австрию и Турцию.Раньше в некоторых сферах мы были монополистами, но после утраты российского рынка этот статус потеряли. Соответственно, возникшую брешь необходимо было заполнять, чем мы сегодня и занимаемся. Конкуренция в Европе и мире в этом сегменте рынка очень высока – значит, нужно упорно работать, чтобы и наша продукция была на высоте.

– Игорь Федорович, каковы успехи предприятия в 2018–2019 годах?
– Их немало, поэтому перечислю только основные. Была завершена передача конструкторской документации на газогенератор перспективного турбореактивного двухконтурного двигателя АИ-28 на АО «МОТОР СИЧ». Продолжались работы по созданию модифицированного двигателя Д-18Т серии ЗМ. Выполнялось конструкторское сопровождение эксплуатации двигателей Д-436-148 на самолетах Ан-148 и Ан-158 и летных испытаний двигателей Д-436-148ФМ на транспортном самолете Ан-178. Заключен контракт на изготовление и поставку заказчику опытной партии двигателей АИ-322Ф. В полном объеме выполняется авторское конструкторское сопровождение изготовления на АО «МОТОР СИЧ» серийных двигателей АИ-322. Завершены испытания двигателя АИ-450М, выполняется конструкторское сопровождение эксплуатации двигателя и его модификаций, установленных на 33 вертолетах.

– Кстати, о них. Как вы восприняли нашумевшую историю о том, что власть купит вертолеты не у отечественного производителя, а у французов?
– С горечью. Я лично писал и президенту Петру Порошенко, и премьер-министру Владимиру Гройсману письма, в которых говорил, что нельзя тратить бюджетные 500 миллионов евро на закупку вертолетов французского производства. Зачем, если в Запорожье можно поставить на поток свои, которые полностью удовлетворят потребности Украины в этих летательных аппаратах? При этом наша техника и по качеству не хуже, и обойдется в два-три раза дешевле. Должна же быть какая-то логика в действиях власти! Да если б те самые 500 миллионов евро инвестировали в отечественную авиационную отрасль, она бы не перебивалась с хлеба на воду, а ожила! Эти деньги позволили бы начать серийное производство самолетов и вертолетов, но власть предпочла вложить их в развитие французской экономики.
Простой расчет: один самолет стоит около 30 миллионов евро – могли бы сделать 15 единиц, а это пять лет работы для всей отрасли. То же самое с вертолетами. А еще новые рабочие места, налоговые отчисления в бюджет и т.д. И страна могла бы получить отечественный продукт. Добавьте к этому, что эксплуатация и ремонт обычно предусматривают дополнительную прибыль: с 500 миллионов евро – примерно еще миллиард. Разве не ожила бы наша авиационная промышленность?
ГП «Ивченко-Прогресс» принимал самое активное участие в разработке вертолетных двигателей, которые сейчас производятся на АО «МОТОР СИЧ». Сейчас ведем работу над созданием еще более мощного двигателя – также на партнерских условиях. Вообще, президент АО «МОТОР СИЧ» Вячеслав Богуслаев принял стратегически верное решение, когда запустил полномасштабную вертолетную программу. Ведь продается не двигатель сам по себе, а уже готовый продукт. Это как с автомобилем: вы же не будете в одном месте покупать кузов, а в другом фары?
И тот факт, что АО «МОТОР СИЧ» продает в год уже по нескольку десятков вертолетов, говорит сам за себя. Возможно, это выход, который поможет спасти авиационный комплекс Украины. Отмечу, что практически все виды продукции производим в тесной связке с АО «МОТОР СИЧ». Кооперация с этим предприятием дает нам возможность развивать авиационную отрасль.

– То есть на государство надежды все-таки мало?
– Скажу откровенно: сколько лет работаю в руководстве ГП «Ивченко-Прогресс», мы никогда особо не рассчитывали на помощь власти. Увы, но науке и технике в Украине всегда уделялось внимание по остаточному принципу, равно как и финансирование. Нет объединяющей силы, а ведущими направлениями и отраслями в стране в большинстве своем руководят непрофессионалы и временщики. Они не могут и не умеют принимать правильные решения. И это разрушает такие высокотехнологические отрасли, как та же авиационная. Плюс для производства важна стабильность. Допустим, двигатели эксплуатируются 50-60 лет, и заказчик должен быть уверен, что за этот период никуда не исчезнут запчасти для них, не «переведутся» квалифицированные специалисты-ремонтники. Не будет в этом уверен – купит дороже на стороне, но со всеми гарантиями. Благодетелей в мире нет, как и блюдечка с голубой каемочкой.

– Игорь Федорович, мелькала информация о том, что ГП «Ивченко-Прогресс» совместно с израильтянами собирается производить беспилотники…
– Израильтяне интересуются нашей продукцией уже не первый год, но до конкретики пока не дошло. Мы производим, прежде всего, двигатели. Но идея насчет беспилотников действительно есть. Возможно, когда-то эти планы и будут претворены в жизнь, но переговоры в авиационной сфере нередко ведутся годами. Так что это вопрос не сегодняшнего дня. Чтобы подготовить производство, нужно инвестировать стоимость 20–25 двигателей, а это большие затраты. Причем гарантий, что производство будет запущено, нет.
Предложений разного рода у ГП «Ивченко-Прогресс» достаточно. Можно объявлять тендеры, изучать все пропозиции – и тогда уже переходить в фазу активных действий. Важно также понимать, что в крупных проектах не последнюю роль играет политика, а не экономика.
– Однако в будущее авиационной отрасли вы верите? И сколько нужно средств, чтобы она заработала полноценно?
– Разумеется, верю, иначе не работал бы в ней! Но тут одних денежных вливаний недостаточно. Нужна полноценная государственная программа, в том числе в сегменте гражданской и транспортной авиации. Стартовым заказчиком должна выступать держава – это мировая практика. Потому что представители иностранных компаний могут спросить: а ваше государство само покупает продукцию предприятия? И если окажется, что нет и даже не планирует, клиент просто развернется и уйдет… Но в целом я уверен, что авиационная сфера в Украине будет развиваться. При условии, повторюсь, что не только предприятия будут работать на голом энтузиазме, но и государство внесет свою лепту.

Прямая речь

Николай Яцук, токарь цеха 34 (награжден благодарностью ЗОГА):
– Работаю на предприятии с 1973 года, и разу не пожалел о том, что выбрал авиационную отрасль. Приложил руку к созданию многих двигателей, но больше всего запомнилась работа над Д-18-Т, который предназначен для сверхтяжелых транспортных самолетов Ан-124 «Руслан» и Ан-225«Мрия». Предприятие на месте не стоит, и меня радует, что руководство ГП «Ивченко-Прогресс» находит выход из разных критических ситуаций, всегда радеет о развитии предприятия и благосостоянии его работников. Честно говоря, даже несмотря на такой солидный трудовой стаж, даже не помышляю об уходе на пенсию. «Прогресс» – это вся моя жизнь!
Александр Польский, начальник цеха (награжден медалью «За заслуги перед Шевченковским районом»):
– Я возглавляю транспортное подразделение ГП «Ивченко-Прогресс». Парк у нас очень сильный, постоянно модернизируется – все для ремонта техники есть. Нагрузка на людей большая, порой не хватает рабочих рук, но выкручиваемся. По всей Украине осуществляем доставку продукции нашим партнерам, транспортируем ее для проведения ремонта. В последние несколько лет цех получил новые транспортные средства – большой автобус, микроавтобусы, легковые автомобили. А это говорит о том, что ситуация на предприятии здоровая и стабильная. Надеюсь, так будет и впредь.

Наша справка
За годы работы на ГП «Ивченко-Прогресс» создано более 60 типов и модификаций авиационных газотурбинных двигателей для самолетов и вертолетов гражданского и военного назначения, а также более 20 типов и модификаций газотурбинных двигателей для промышленного применения. Они серийно выпускаются предприятиями Украины и эксплуатируются более чем в 100 странах мира. Общая наработка в эксплуатации газотурбинных двигателей составляет свыше 300 миллионов часов.
Право на проектирование, производство, ремонт и модернизацию двигателей на ГП «Ивченко-Прогресс» подтверждают 67 сертификатов Госавиаслужбы Украины, Бюро Веритас (Франция), Европейского агентства по авиационной безопасности, Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета, Главного управления гражданской авиации Китая. Предприятие является действительным членом Восточно-европейской авиационно-транспортной ассоциации и плодотворно сотрудничает с авиастроителями Украины, стран СНГ, Китая, Австрии, Чехии, Турции. Принимает активное участие в европейских научно-технических проектах программы «Горизонт 2010», одобренных Еврокомиссией.

Максим Коробец, фото Владимира Сальникова

Posted in Новости компании, СМИ о Нас.