АО МОТОР СИЧ — 110 лет. Серия статей об истории предприятия

Эпоха рекордов дальности беспосадочных полетов

Сосредоточив внимание на одном двигателе М-85, на заводе думали о создании новых опытных образцов. Перед коллективом конструкторов и производственников была поставлена серьезная задача – осваивать производство лицензионного двигателя и одновременно форсировать его по мощности и ресурсу.

М-86 (М-85Ф) являлся дальнейшим развитием М-85. В отличие от базового, он оснащался новым редуктором, обеспечивающим установку воздушного винта с изменяемым в полете шагом (ВИШ), что позволило более рационально использовать мощность двигателя как при взлете и наборе высоты, так и при полете на больших высотах, а также улучшить летные качества самолетов.

25 февраля 1936 года экипаж М.Алексеева совершил первый полет на самолете АНТ-37бис (ДБ-2Б) с моторами М-86. Хотя М-86 стал немного (на 15 кг) тяжелее, увеличение мощности с лихвой компенсировало это обстоятельство и позволило поднять взлетный вес бомбардировщика.

Двигатели М-86 вошли в широкую эксплуатацию, но их мощность и высотность становились уже недостаточными. М-87 (М-85В) являлся дальнейшим развитием М-86. Его мощность на номинальном режиме возросла до 950 л. с., а главное – возросли высотность (до 4700 м) и надежность. Двигатель был создан в двух модификациях – М-87А и М-87Б – и имел существенные конструктивные отличия от М-86. Двигатель выпускался в больших количествах, но время требовало не только модифицирования двигателей одной модели, но и создания более мощных и высотных моторов.

24-25 сентября 1938 года на специально подготовленном самолете АНТ-37 бис «Родина», разработанном в ОКБ А.Туполева бригадой инженера П.Сухого, был совершен рекордный полет. Экипаж, состоящий из трех женщин: командира корабля Валентины Гризодубовой, второй летчицы Полины Осипенко и штурмана Марины Расковой, установил мировой рекорд дальности беспосадочного полета для женщин, преодолев за 26 часов 29 минут расстояние 5947 км от Москвы до поселка Керби (Дальний Восток). АНТ-37бис – двухмоторный трехместный рекордный самолет – был построен на базе дальнего бомбардировщика ДБ-2 (АНТ-37) с расчетной дальностью полета 7000-8000 км. Планер самолета практически не изменился, были установлены более мощные двигатели М-86.

Полет проходил в экстремальных условиях. Экипаж летел в условиях сплошной облачности, лишь над тихоокеанскими волнами облака раздвинулись. При температуре почти сорок градусов мороза вся передающая аппаратура застыла. Экипаж общался между собой только с помощью сигнальных ламп и записок. Самолет шел на большей, чем было предусмотрено графиком, высоте — значит, с пережогом топлива и совершил посадку с убранным шасси на болотистую низину долины Амура в районе урочища Керби недалеко от Комсомольска. Машина почти не пострадала, лишь кончики винтов погнулись. Таким образом, в результате героических усилий был перекрыт женский рекорд дальности беспосадочного полета, принадлежавший до этого французской летчице Э.Лион.

В начале этого же 1938 года правительством принимается решение об установлении рекорда дальности на дальнем бомбардировщике ДБ-3, после доработки в рекордный самолет получившем имя ЦКБ-30 «Москва». Готовность самолета и экипажа к трансатлантическому перелету было решено проверить в тренировочном беспосадочном полете над территорией Советского Союза из Москвы в Хабаровск.

27-28 июня 1938 года на специально переоборудованном самолете ЦКБ-30 «Москва», разработанном в КБ Ильюшина и оснащенном двумя двигателями М-86, экипаж в составе летчика В.Коккинаки и штурмана А.Бряндинского блестяще выполнил беспосадочный перелет по маршруту Москва – Спасск. Самолет приземлился значительно восточнее Хабаровска в г. Спасске-Дальнем, недалеко от Владивостока. Расстояние в 7580 км самолет «Москва» преодолел за 24 часа 38 минут со средней скоростью 307 км/ч. За год до этого перелета ФАИ зарегистрировала в качестве официального мирового рекорда скорости в дальних перелетах 272 км/ч – скорость, которая была достигнута летчиками Мерилом и Ламбе в перелете из Нью-Йорка в Лондон, состоявшемся 9-10 мая 1937 года. Таким образом, скорость, продемонстрированная экипажем самолета «Москва», значительно превысила официальное международное достижение тех лет.

Самолет «Москва» возвратился на завод, где началась его подготовка к перелету в США. На нем доработали систему управления и взамен старых, выработавших свой ресурс двигателей, установили новые М-87А мощностью по 950 л.с. с новой системой зажигания и карбюраторами. Также были приняты меры по обеспечению плавучести самолета на случай его вынужденной посадки в океане.

28-29 апреля 1939 года на самолете «Москва» В.Коккинаки и М.Гордиенко совершили беспосадочный перелет Москва – Хельсинки (Финляндия) – Тронхейм (Норвегия) – Рейкьявик (Исландия) – мыс Фарвель (южная оконечность Гренландии) – остров Мискоу (Канада). Расстояние около 8 000 км самолет преодолел за 22 часа 56 минут со средней скоростью 348 км/ч. Это было выдающимся достижением и расценивалось как грандиозный успех не только отечественной, но и мировой авиации.

Двигатели М-87А, изготовленные запорожским заводом № 29, во время полета показали свою безупречную работоспособность. Рекордный перелет В.Коккинаки и М.Гордиенко явился достойным завершением серии выдающихся перелетов советских летчиков во второй половине 30-х годов, занимающих ныне почетное место в истории мировой авиации. Впоследствии, с 1959 года, маршрут, проложенный Коккинаки и Гордиенко, стал использоваться для регулярных беспосадочных перелетов из Москвы в Нью-Йорк и обратно.

Из книги «Энергия, рожденная для полета»

Posted in Новости компании, СМИ о Нас, События.