Таганрогская амфибия вернулась в гнездо

Серийный выпуск Бе-200ЧС начал ТАНТК имени Г. М. Бериева

ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г. М. Бериева» начал серийное производство самолета-амфибии Бе-200ЧС. Мощности предприятия позволяют собирать до восьми самолетов в год, сейчас ведутся переговоры о поставках в Индонезию и Таиланд. По мнению экспертов, иностранные государства не готовы вкладывать деньги в закупку самолетов, пока не убедятся в их эксплуатационных качествах, и лучшим решением было бы предоставление техники в аренду.

Вчера на ТАНТК им. Г. М. Бериева состоялась выкатка первого самолета-амфибии Бе-200ЧС, произведенного на мощностях таганрогского предприятия. В этом году ТАНТК выпустит еще два самолета-амфибии Бе-200ЧС, в 2017 году — четыре, сообщил в ходе мероприятия в Таганроге Юрий Слюсарь, президент «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК), в которую входит ТАНТК.

ТАНТК является разработчиком самолета, а его выпуск изначально был организован на мощностях входящей в ОАК корпорации «Иркут». В 2008 году из-за загруженности иркутского завода экспортными контрактами на производство многоцелевого самолета Су-30 и сборкой учебно-боевого Як-130 было принято решение о переносе производства амфибии в Таганрог. Господин Слюсарь сказал, что объем инвестиций в модернизацию ТАНТК составил 2 млрд руб., однако окончательную сумму с учетом переноса производства не назвал. Для организации серийного производства Бе-200ЧС на ТАНТК было произведено техперевооружение части цехов, приобретены обрабатывающие центры. Генеральный директор и конструктор ТАНТК Юрий Грудинин отмечает, что в производстве на 80% используются российские комплектующие, однако двигатель поставляет украинское АО «Мотор Сич». «Проблем с поставками нет»,— сказал он.

 Бе-200ЧС — единственный в мире реактивный самолет-амфибия. Сейчас его заказчиками выступают МЧС и Министерство обороны России. В 2011 году сообщалось, что ТАНТК заключил с МЧС России контракт на поставку 12 самолетов-амфибий Бе-200ЧС каждый стоимостью 1,4 млрд руб. Юрий Слюсарь вчера отметил, что есть большой интерес со стороны иностранных государств, в частности Индонезии, и выразил надежду, что контракт с этой страной станет первой экспортной поставкой данного самолета.

Иностранные государства пока не готовы вкладывать большие деньги в закупку подобных самолетов, им необходимо убедиться в их высоких эксплуатационных качествах, ведь ТАНТК начал серийное производство недавно, считает главный редактор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Формирование парка самолетов для пожаротушения — задача довольно трудная и специфичная. Эффективнее было бы создать оператора, который бы сдавал в аренду воздушные судна как внутри страны, так и за рубежом, что помогло бы не перекладывать на иностранного покупателя риски поломки и замены деталей»,— говорит он. Эксперт добавляет, что серийное производство Бе-200ЧС может дать серьезную финансовую «подпитку» ТАНТК. «У предприятия дефицит оборотных средств, и любые новые контракты нужны как воздух»,— соглашается аналитик АО «Финам» Алексей Калачев. «В своем классе Бе-200ЧС единственный. Другое дело, что и нужен он в таком виде не всем, а только для решения определенного класса сложности задач»,— добавляет он. Олег Пантелеев отмечает, что в Европе для тушения пожаров активно используется двухмоторный турбовинтовой самолет-амфибия Canadair CL-415, однако авиапарк уже устарел, и многим странам необходимо его обновление.

ТАНТК им. Г. М. Бериева основан в 1934 году, входит в «Объединенную авиастроительную корпорацию». По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка ТАНТК в 2015 году по сравнению с 2014 годом выросла более чем в два раза, до 5,14 млрд руб., при этом чистый убыток вырос с 81,7 млн руб. до 1,64 млрд руб. За первый квартал 2016 года оборот предприятия составил 1,53 млрд руб., а убыток — 52,67 млн руб.

Елена Лукашова

Фото: Василий Дерюгин


http://www.kommersant.ru/doc/3000731

Posted in Новости компании, СМИ о Нас, События.