Заводскому музею – 80 лет

«Вы откроете для себя много нового и интересного», – обещает Олег Варяник

Газета «МОТОР СИЧ», №23

В 30-е годы, в период бурного промышленного строительства, на многих предприятиях создавались музеи, в числе задач которых были подготовка новых высококвалифицированных кадров и создание базы для научно-исследовательской работы. В 1936 году на базе Бюро технической информации Запорожского Государственного союзного завода № 29 им. П.И.Баранова был организован авиамоторный музей.

Большое внимание его созданию уделял директор завода С.А.Александров. Он поставил задачу собрать образцы всех выпускавшихся заводом двигателей, а также приобрести макеты моторов, созданных другими предприятиями. По его плану музей должен был стать консультационным центром для рабочих и ИТР, способствующим освоению новой продукции и повышению ее качества. Удалось установить имя первого руководителя музея. Им был начальник бюро технической информации С.А.Вольский. Принимал участие в создании первой экспозиции и старший инструктор П.И.Марков.

К декабрю 1936 года в музее уже были представлены образцы продукции завода – поршневые двигатели М-6, М-11, М-25, М-34. А двигатель М-85 был показан в разрезе, что позволяло вести наблюдение за взаимодействием его агрегатов в процессе работы при малом числе оборотов. Этот двигатель тогда был «проблемным» – происходили поломки коленвала. В 1935 году решение нашел студент-практикант В.Н.Челомей (в будущем Генеральный конструктор ракетно-космических систем) – он понял, что имеет место резонанс, и вместо дальнейшего «наращивания металла» облегчил коленвал, изменив частоты его собственных колебаний, и ликвидировал дефект. А в сентябре 1936 года (в год основания музея) по приглашению руководства завода студент прочитал инженерам 70-часовой курс теории колебаний применительно к авиадвигателям. И этот макет двигателя мог быть тогда «наглядным пособием».

Но нельзя рассказать и понять историю завода, если ее представить только как ряд этапов его развития, которые соответствовали ходу технического прогресса. Ведь все достижения на этом пути связаны с развитием отрасли, тяжелой и героической историей страны и судьбами людей – создателей авиационной техники.

В послевоенные годы музей был воссоздан как музей «Трудовой славы». Вновь организованный Совет проделал большую работу по сбору документов, фотографий, газет, грамот, памятных подарков и других реликвий, рассказывающих о героическом пути трудового коллектива, об участии работников завода в Великой Отечественной войне. В хронологической последовательности была восстановлена история создания и развития предприятия. 28 апреля 1988 года Министерство культуры Украины  присвоило музею звание «Народного».

Долгие годы это был «домашний» музей – он был расположен на территории завода и доступен только моторостроителям. Новая эра в его истории началась 20 октября 2012 года. Музей техники обрел не только новое имя, светлое просторное помещение и богатейшие коллекции экспонатов – он прочно вошел в круг экскурсионных объектов нашего города.

За 10 месяцев по специальному проекту была проведена реконструкция до той поры малоприметного здания бывшего авиационного техникума, находящегося на территории парка им В.Я.Климова. Это было сделано за небывало короткий срок в сравнении с музеями, имеющими традиционное бюджетное финансирование. Расширилась тематика экспозиций. Теперь  посетителям была представлена история авиации с момента ее зарождения – не только авиадвигатели, но и модели самолетов, стенды, посвященные пионерам воздухоплавания, выдающимся авиаконструкторам и летчикам, совершавшим героические подвиги.

Так, рядом с двигателем АШ-82ФН находится модель самолета Ла-7, на котором он устанавливался, и стенд с наградами и фотографиями трижды Героя Советского Союза И.Н. Кожедуба, сбившего 62 самолета противника и дважды Героя В.И.Попкова, который сбил свой 28-й вражеский самолет в небе над Запорожьем 14 октября 1943 года. Он имел позывной «Маэстро» и был прообразом комэска Титаренко и лейтенанта Александрова (Кузнечика из фильма «В бой идут одни старики»).

Рядом демонстрируется и первый вертолетный двигатель АИ-26В, установленный на первом серийном вертолете Ми-1 М.Л. Миля, и стенд с рассказом о его конструкторах А.Г.Ивченко, В.А.Лотареве, А.М.Анашкине, удостоенных  государственной премии.

Мы попросили директора Музея техники Олега Варяника рассказать об интересных новинках.

– Фонды нашего музея, с момента его обоснования в новом здании, увеличились в восемь раз. Но

Двигатель М-6

Двигатель М-6

мне хочется обратить внимание на самый старый и уникальный экспонат – двигатель М-6. Он находился в экспозиции еще в 1936 году, был эвакуирован в 1941-м в Омск, и вот два года назад, благодаря помощи Президента АО «МОТОР СИЧ» Вячеслава Богуслаева, возвратился «на свою историческую родину». Этот двигатель выпускался с 1925 года и был первым, сделанным полностью из отечественных материалов. Он устанавливался на самолет К-4 (К.А.Калинина), который на III Международной авиационной выставке в Берлине в октябре 1928 был удостоен золотой медали. Это стало первым международным признанием достижений авиационной промышленности страны. Сохранилось только два экземпляра этой модели, и вот один из них теперь открывает у нас отдел поршневых двигателей.

Фонды музея постоянно пополняются. Последний уникальный экспонат – погоны первых воздухоплавателей Российской империи. Это была пора, когда авиации в современном ее значении еще не существовало. В 1885 году впервые появилась «Кадровая команда военных аэронавтов», выполнявшая полеты на аэростатах.

– Когда вы будете отмечать день рождения музея?

– 19 мая, в Международный день музеев. Но этот юбилей – не единственное знаменательное событие этого года. В августе исполняется 100 лет со дня выпуска в Александровске первого авиадвигателя. И коллектив музея уже ведет подготовку к этой дате. Кроме того, создается зал, посвященный выдающимся жителям Запорожья. Ведется большая работа по совершенствованию уже существующей экспозиции. И мы надеемся, что даже те, кто уже бывал в музее, посетив его вновь, откроют для себя много нового и интересного.

Сергей Алимов

 

Posted in Новости компании.