Европейские крылья и запорожский мотор

Воздушный транспорт, №4

Двигатель АИ-450С поднимет в небо австрийский самолёт DA50

Количество воздушных судов, оснащённых двигателями АО «Мотор Сич», сразу сосчитать непросто. В их число входят самолёты разных классов от биплана до «Руслана». И вот недавно их ряд пополнится еще одним воздушным судном – однодвигательным австрийским самолётом DA-50. Его решено оснастить двигателем АИ-450.

Двигатель этого типа вошёл в число самых знаменитых разработок запорожских авиамоторных дел мастеров. Он имеет оригинальную историю. Турбовальный двигатель АИ-450 разработан «Запорожским машиностроительным конструкторским бюро» Прогресс «им. Ивченко. К его разработке приступили еще в 1994  по году. Конструкция выполнена по двухроторной схеме (ротор генератора и ротор свободной силовой турбины). Силовая турбина передает мощность редуктору через вал, который расположен внутри ротора газогенератора. Сам редуктор размещен в передней части двигателя.

Технологически двигатель АИ-450 распределяется на 4 части (модуля): газогенератор, редуктор с коробкой приводов (вмонтированные в один корпус), свободная турбина с валом и выходное устройство. Газогенератор объединяет входное устройство, компрессор, камеру сгорания и турбину компрессора. Свободная силовая турбина и турбина компрессора выполнены одноступенчатыми с высокими аэродинамическими нагрузками. Это позволяет снизить его цену, массу и расход топлива. Для высокой эрозионной стойкости в условиях запыленности воздуха центробежный компрессор состоит из одной центробежной ступени с высокой степенью повышения давления.

Отличительной особенностью АИ-450 от двигателей-аналогов, как отечественных, так и зарубежных, является применение охлаждаемой рабочей лопатки компрессора, что позволяет повысить максимальную температуру газов на 100-110 градусов. Создание семейства двигателей на базе АИ-450 позволяет минимизировать затраты на разработку и производство двигателей различных модификаций для использования в силовых установках практически всех типов летательных аппаратов. Модель является базовой для постройки малоразмерных двигателей мощностью от 400 до 800 лошадиных сил.

Первоначально АИ-450 создавался для лёгкого вертолёта Ка-226, но на ОАО «Камов» было принято решение оснастить этот вертолёт зарубежными двигателями. На его базе была создана ВСУ для самолётов семейства Ан-148 и Ан-158. Семейство двигателей на базе газогенератора АИ-450 включает ряд модификаций. В их число входят турбовальные АИ-450М с выводом вала назад и АИ-450М1 с выводом вала отбора мощности вперед с мощностью на взлете 400 и 465 лошадиных сил в зависимости от настройки системы автоматического управления двигателя. Продолжением ряда является турбовинтовой АИ-450С со взлетной мощностью 400 лошадиных сил и возможностью повышения до 465 лошадиных сил для применения на легких самолетах авиации общего назначения. Кроме того, на базе данной модели может быть создан АИ-450БП с тягой на взлетном режиме 409 килограммов для легких административных самолетов и беспилотных летательных аппаратов.

Естественным продолжением развития семейства малоразмерных газотурбинных двигателей становится увеличение их мощности и тяговых характеристик, что и было реализовано при разработке семейства двигателей за счет увеличения размеров при сохранении конструктивных схем. Примерами являются АИ-450-2 с мощностью на взлетном режиме 750 лошадиных сил для вертолетов общего назначения, а также АИ-450С-2 с мощностью на взлете 750 лошадиных сил для легких самолетов авиации общего назначения. В эту же линейку входит АИ-450БП-2 с тягой на взлетном режиме 560 килограммов для административных самолетов и беспилотных летательных аппаратов. Данные модификации могут быть созданы с низким уровнем риска, так как основываются на реальных характеристиках газогенератора, а по остальным узлам имеется опыт разработки или научно-технический задел.

27 августа минувшего года был собран первый опытный образец самолетной модификации авиадвигателя АИ-450С. По словам генерального конструктора ГП «Ивченко-Прогресс» Игоря Кравченко, новый вариант двигателя АИ-450 может применяться как на российских, так и на иностранных самолетах малой авиации. Необходимо будет провести стендовые и сертификационные испытания.  Планируется, что двигатель будет сертифицирован к концу 2014 года.

Несколько месяцев назад компания Diamond Aircraft представила макет легкого многоцелевого пятиместного самолета DA50 с двигателем АИ-450С производства «Мотор Сич» и «Ивченко-Прогресс» мощностью в 450 лошадиных сил. Этот двигатель улучшит характеристики самолета, который был анонсирован в 2006 году с дизельным двигателем в 275 лошадиных сил под названием DA50 SuperStar.

В настоящее время двигатель в модификации АИ-450С поставлен в Австрию, ведется его монтаж на самолете. Ожидается, что во втором квартале нынешнего года начнет совершать полеты первый самолет Diamond, оснащенный не дизельным двигателем, а ТВД АИ-450С.

Как отметил Президент АО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев, самолёт европейского производства впервые оснащается запорожским двигателем. Этот факт — повод порадоваться за знаменитое предприятие, и, вместе с тем, удивиться, почему его продукцией не интересуются производители отечественной авиационной техники.

Судьба вертолёта Ка-226 не является исключением. Её разделил и «Ансат», на который решено установить двигатели компании Pratt&Whitney. К крылу «западников» примкнули и создатели вертолёта Ка-62, на который будут поставлены двигатели фирмы Turbomeca. Объяснения «западнических» тенденций едва ли представятся убедительными. Звучат они одинаково: эксплуатация будет дешевле. Потрудился ли кто-либо подкрепить своё утверждение арифметическими подсчётами — неизвестно.

Собственно говоря, стоимость эксплуатации двигателя и составляет железный довод, исходя из которого делается выбор. До «национального происхождения» ни производителям воздушных судов, ни эксплуатантам дела нет. Факторами, в силу которых иностранная авиационная техника может быть дешевле отечественной, являются, в первую очередь, освоенность в производстве и отлаженность инфраструктуры по поддержке в эксплуатации. Именно поэтому сегодня «боингам» и «эрбасам» принадлежит «господстсво в воздухе»: на твёрдую ногу поставлено производство как самих самолётов, так и двигателей для них.

Но, как говорилось выше, тот двигатель, который будет установлен на самолёт DA-50, является не новым изделием, а новой модификацией изделия, созданного ранее. Соответственно, серийное производство, равно как и инфраструктуру по поддержке в эксплуатации, не нужно основывать « с нуля». Значит, и опасаться удорожания нет нужды.

А, между тем, двигательный вопрос является камнем преткновения для ряда программ. О проекте Ми-34 говорилось не единожды, но, к сожалению, сегодня готовность АО «Мотор Сич» построить для этого вертолёта двигатели не сдвинула дело с мёртвой точки. В российской вертолётной отрасли сегмент лёгких вертолётов сегодня продолжает быть слабым звеном. Но появление на рынке созданного специалистами АО «Мотор Сич» МСБ-2, несомненно, станет предпосылкой к существенному изменению положения дел.

О бедственном положении дел с производством самолётов для местных воздушных линий также долго говорить не приходится. Напомним, что в репортаже о конференции по вопросам развития среднемагистральной и региональной авиации, состоявшейся в конце ноября ушедшего года, прозвучал доклад о программе постройки самолётов семейства Бе-32. На эти воздушные суда также планируется установить иностранные двигатели. На вопрос о том, прорабатывался ли вариант установки на Бе-32 двигателей производства АО «Мотор Сич», докладчик ответил, что… не знает о том, что работа по созданию двигателей для этого самолёта на АО «Мотор Сич» ведётся. И программа Бе-32 — отнюдь не единственный пример. Напомним также, что программа модернизации самолёта Як-40 предусматривает установку на него американских двигателей.

В 30-е годы отечественное авиастроение развивалось под лозунгом «Свои самолёты, свои моторы». Сегодня впору его повторить. Но при этом добавить — и своё место на рынке. Как внутреннем, так и внешнем.

 

Петр Вайль

 

Posted in Новости компании, СМИ о Нас.