Команда «Мотор Сич» стала абсолютным чемпионом по вертолетному спорту

 Лариса ДУДЕК

С 24-го по 26-е октября 2013 года в Харькове на аэродроме «Коротич» Федерация вертолетного спорта Украины провела 36-ой Открытый чемпионат Украины по вертолетному спорту. Генеральным спонсором выступило АО «МОТОР СИЧ». Чемпионат в Харькове был организован по инициативе народного депутата Украины, Героя Украины, председателя Федерации вертолетного спорта Украины Вячеслава Богуслаева. Он состоялся впервые после длительного перерыва в юбилейный год 55-летия вертолетного спорта.

На торжестве по случаю открытия чемпионата присутствовали президент АО «МОТОР СИЧ» Вячеслав Богуслаев, директор Харьковского авиазавода Анатолий Мялица, председатель общества содействия обороне Украины Виктор Тимченко, председатель профсоюзов авиастроителей Украины Ярема Жугаевич, представители областных властей Харькова и Запорожья, другие высокие гости.

На общем построении Вячеслав Богуслаев сердечно приветствовал участников 36-го Открытого чемпионата Украины по вертолетному спорту. Он поздравил всех с этим историческим для Украины событием и поблагодарил губернатора Харьковской области Михаила Добкина за участие в подготовке соревнований. Вячеслав Александрович заметил, что сегодня авиация объединяет Россию, Беларусь и Украину. Он пожелал всем экипажам успешного выступления и высоких результатов.

За победу на аэродроме «Коротич» сражались 7 украинских экипажей. В состав запорожской команды вошли Заслуженный мастер спорта СССР, чемпионка мира 1973 года, абсолютная чемпионка мира 1978 года, пятикратная абсолютная чемпионка СССР, многократная чемпионка Украины Любовь Приходько; мастер спорта СССР, неоднократный участник чемпионатов ВС СССР и Украины по вертолетному спорту Николай Дерегус и другие спортсмены. В соревнованиях на украинской земле приняли участие 4 российских экипажа и 3 экипажа из Белоруссии, состоящие из именитых спортсменов, среди которых многократные чемпионы мира Виктор Дегтярь и Петр Васильев, Елена Прокофьева и Светлана Золкина, известные в вертолетном спорте Анна Надымова и Галина Караваева и др.

В составе судейской коллегии со стороны Украины – 20 человек, в том числе главный судья, вице-президент ФВС Украины  Александр Скрынников, заместитель главного судьи, член совета ФВС Украины Геннадий Маслов, главный секретарь, судья 1 категории Наталья Олейник, также 8 российских судей, среди которых президент ФВС России Ирина Грушина, главный тренер сборной команды России Николай Родионов, председатель Всероссийской коллегии судей по вертолетному спорту Михаил Баландин. Белоруссию представляла судья 1 категории Светлана Манько.

Такой высокий уровень представительства среди участников соревнований и судей определил и масштаб самих соревнований. Кроме того, если в предыдущих украинских чемпионатах по вертолетному спорту принимали участие 2-3 команды, то в октябре в Коротиче можно было увидеть состязания 14 экипажей. Это объясняло и накал страстей, и зрелищность полетов, и внимание к этому событию со стороны средств массовой информации и гостей чемпионата.

Украинские, российские и белорусские спортсмены прибыли на аэродром Харьковского аэроклуба имени В.С. Гризодубовой за два дня до старта соревнований, чтобы «пристреляться» к новой местности и опробовать вертолеты, предоставленные авиакомпанией «МОТОР СИЧ».

Предполетная подготовка и полеты начались согласно программе соревнований. В первый же день экипажи померялись силами, выполняя упражнения «Навигация» и «Развозка грузов». Надо отметить, что «Навигация» – одно из самых сложных и насыщенных элементами упражнений. За пять минут до вылета экипаж получает карту, по которой ему нужно проложить маршрут, а затем совершить полет (90 км), найти три поворотных пункта, обозначить их снижением, опознать 10 целей (полотнища с буквами) в зоне поиска, сбросить два груза в мишень, финишировать точно в заданное время и в течение 60 секунд выполнить еще ряд элементов, в том числе – сброс кегли в отверстие крыши. Для новичков, а среди украинских пилотов были и такие, которые в 2013 году только начали свою карьеру в вертолетном спорте, это была очень сложная задача.

Интересным для зрителей стало упражнение «Развозка грузов». Оно вошло в программу вертолетных соревнований лишь в 2005 году. Экипажам нужно было точно, за минимальное время (не более 50 сек.), опустить груз поочередно в три контейнера. Принцип оценивания упражнения таков, что за касание грузом контейнера или земли, за превышение времени опускания груза экипаж теряет драгоценные очки. Судьи, находясь на поле, в своих записках отмечают выполнение каждого элемента упражнения.

В ходе соревнований именитые спортсмены показали уровень своего мастерства, а начинающие набрались опыта и спортивной злости, чтобы на следующий день соревнований в честной борьбе добиться успеха.

Упражнение «Полет на точность» считается классикой вертолетных соревнований. Вертолет должен пролететь по размеченному на земле маршруту на постоянной высоте – 2,5 метра. Под вертолет подвешивается два груза на фалах, один из которых на метр короче другого. Если нижний груз оторвался от земли, то расстояние до земли превышает заданную высоту, а если верхний груз касается поверхности, то вертолет летит ниже, чем требуется. Нужно было в воздухе переместиться вперед, вправо, назад, влево, по диагонали, выполнить два разворота на 360 градусов и посадить вертолет на линию шириной 5 сантиметров. С полетов на точность начался второй день соревнований. И хотя солнышко не баловало участников чемпионата и зрителей своим присутствием на небе, настроение у всех было бодрое. Мы ждали успешных результатов от наших украинских спортсменов, и они постарались на славу.

Последним в программе соревнований стояло одно из самых зрелищных упражнений – «Слалом». Экипаж должен был ведром зачерпнуть воду из бочки и, не расплескав, пронести его через 12 ворот в определенной последовательности, а потом с одной попытки поставить на стол. Оценивается чистота и правильность прохождения ворот, количество воды, оставшейся в ведре, а также время выполнения упражнения, которое не должно превышать 200 секунд. И здесь очень важна командная игра, потому что без должного взаимодействия пилота вертолета и оператора добиться высокого результата невозможно. Пилот должен правильно совершить маневр, а оператор, который держит в руках фал с закрепленным на нем ведром, четко провести его через ворота и поставить на стол.

Подводя итоги 36-го Открытого чемпионата Украины по вертолетному спорту, директор авиакомпании предприятия МОТОР СИЧ, член Совета Федерации вертолетного спорта Украины Геннадий Маслов отметил:

– Когда впервые нам пришлось организовывать этот чемпионат, мы, конечно, очень волновались. Но сегодня уже можно сказать, что он успешно состоялся, мы выполнили всю соревновательную часть.

Абсолютным чемпионом Украины среди команд стала «Мотор Сич», на втором месте Харьковский аэроклуб, бронзовые награды у Винницкого АРЗ. Среди экипажей – абсолютные чемпионы – Николай Дерегус и Олег Комаров (команда «Мотор Сич»), серебряные призеры Любовь Приходько и Владислав Стависюк (команда «Мотор Сич») и бронзу получили Вадим Бовт и Дмитрий Шиверский (команда Винницкого АРЗ).

В общем зачете чемпионом также стала команда «Мотор Сич», а вот из экипажей на первую ступеньку пьедестала почета поднялись россияне Виктор Дегтярь и Петр Васильев.

Сразу после соревнований Николай Дерегус поделился своими впечатлениями с нашим корреспондентом. Николай Борисович рассказал, что в 80-е годы он состоял в команде Киевского военного округа. Сегодня, по его словам, совершенно другой вертолетный спорт, он становится сложнее и чтобы победить, требуется больше мастерства.

Уверен, в будущем, на вертолетах с новыми двигателями производства МОТОР СИЧ мы сможем добиться еще более высоких результатов, – отметил Н. Дерегус.

Награды победителям вручали Герои Украины, директор Харьковского государственного авиационного производственного предприятия Анатолий Мялица и директор научно-производственной корпорации «ФЭД» Александр Жданов, а также директор представительства корпорации «НПО «А. Ивченко» Василий Ткаченко.

В организации и проведении 36-го Открытого чемпионата Украины по вертолетному спорту, помимо Федерации вертолетного спорта Украины по главе с В.А. Богуслаевым и АО «МОТОР СИЧ», взявших на себя решение основных задач, в том числе финансовых, приняли участие Общество содействия обороне Украины, Харьковский аэроклуб (руководитель С.Н. Филатов), ХГАПП (директор Анатолий Мялица) и другие.

В интервью журналистам А.К. Мялица рассказал, почему он предложил свою помощь в проведении чемпионата по вертолетному спорту:

– Вячеслав Александрович Богуслаев – мой друг. Сегодня он председатель Федерации вертолетного спорта Украины, а я возглавляю Федерацию авиационных видов спорта Харьковщины. Мы с ним единомышленники и считаем, что такую наукоемкую отрасль, как авиастроение, Украине нельзя терять. Это очень важно для экономики страны. Ведь только за счет таких производств можно наполнить государственную казну.

 Я хочу, чтобы на эти соревнования пришли молодые люди и загорелись небом. Потому что нам нужно развивать науку, производство и создавать летательные аппараты нового поколения.

 Завершился 36-й Открытый чемпионат Украины по вертолетному спорту демонстрационными полетами. Зрители, а среди них были и ученики харьковских школ, смогли полюбоваться, как украинские и российские спортсмены на вертолетах Ми-2 выполняют параллельный слалом и другие полеты. Приподнятое настроение участников и гостей поддерживал музыкальный коллектив – группа «Контингент», чей репертуар удачно гармонировал с общей атмосферой праздника.

Запорожская команда «Мотор Сич» уехала домой с кубками и медалями. И пусть это будет только началом – удачным стартом, за которым последуют новые чемпионские титулы и оглушительные победы!

Posted in Новости компании.