Автограф в небе…

У президента АО «МОТОР СИЧ» Вячеслава Богуслаева — Юбилей!

Журнал «Крылья Родины»

 После пресс-конференции Вячеслава Богуслаева на авиа-космическом салоне «Макс-2013» не раз возникала мысль о том, сколько же нужно иметь силы воли, знаний, умений чтобы поддерживать стабильные темпы производства руководимого им моторостроительного гиганта с мировой известностью даже в самое сложное время политических и экономических отношений Украины и России, которое мы наблюдаем сейчас. Кто-то, не углубляясь в суть, опрометчиво отметит фактор везения. Но так ли это на самом деле?..

…Зернышки таланта и гениальности заложены в каждом человеке. Только вот произрастают они не во всех. Почему? Чтобы, к примеру, поле радовало глаз дружными всходами необходимо своевременно внести удобрения. Так обстоит дело и с человеком. Успешных людей замечают все, и ошибочно полагают, что таковыми они уже родились. Между тем, к вершине успеха лежит далеко не шелковый путь.

Увидеть эту тропинку тем более важно, так как одним это поможет лучше понять закономерность достижений человека, другие — полученную информацию возьмут в качестве ориентира. Не все могут быть героями, космонавтами, академиками, президентами. Но реализовать собственный потенциал может каждый.

…Казалось бы, о Вячеславе Александровиче сказано уже все. Но каждая встреча с ним всегда добавляет дополнительные штрихи к его образу. Так, на VI Международной вертолетной выставке HeliRussia 2013, во время интервью я напомнил ему о мечте перелететь Гималаи на вертолете. Тут в серьезном взгляде В.Богуслаева блеснул огонек.

Подумалось, все-таки Вячеслав Александрович в душе романтик! Наверняка в мыслях он уже не раз любовался неповторимыми очертаниями самой высокой вершины мира, проплывающей под вертолетом. Написал, и у самого от  этих мыслей дух перехватило.

А при словах, что безопасность полета превыше всего, его лицо снова стало серьезным. Вячеслав Александрович особо подчеркнул, что мечта непременно станет реальностью, только к ней в техническом плане нужно серьезно подготовиться.

(От авт. К моменту публикации данной статьи стало известно о новом мировом рекорде, установленном украинскими вертолетчиками на модернизированном Ми-8МСБ с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серии. Теперь он равняется 9150 метров. Винтокрылую машину на невиданную доселе высоту в августе нынешнего года поднял совместный экипаж ГНИЦ ВС Украины и АО «Мотор Сич» летчик-испытатель Сергей Тишков и старший летчик-испытатель Юрий Юхимчук. Рекорд установлен на военном аэродроме «Кировское» вблизи украинского города Феодосии.

Для покорения этой головокружительной высоты потребовалось всего 29 с половиной минут. Таким образом, заочно Эверест оказался покоренным. А мечту на своем вертолете с новым двигателем перелететь величайшую гору мира Вячеслав Александрович намерен осуществить в следующем году. Об этом он сообщил журналистам на пресс-конференции в Запорожье. Не сомневайтесь, именно так и будет. Вячеслав Александрович умеет держать слово.

14-16 августа на том же аэродроме под Феодосией для вертолетов со взлетным весом от 6000 до 10000 кг (E-lg по классификации Международной Авиационной Федерации FAI) были достигнуты еще целый ряд рекордов. Так, вертолет с грузом 3000 кг достиг отметки 2000 м, а с весом 2000 кг – рекордной высоты 7250 м. Еще выше был поднят груз весом 1000 кг — на 8400 м. Результаты зафиксировал опечатанный на борту вертолета бароспидограф и его данные внесены в реестр Международной Авиационной Федерации FAI комиссаром Аллой Стрельниковой.)

Многие отмечают умение В. Богуслаева на публичных встречах доходчиво излагать даже самую сложную техническую информацию. Широта и глубина его кругозора производят неизгладимое впечатление. С ним можно спорить, дискутировать, но, в конечном итоге, он все равно убедит в своей правоте логикой приводимых аргументов. Вячеслав Александрович не стремится, чтобы ему верили. Ему и так верят, так как его слова не расходятся с делом. Даже конкуренты серьезно прислушиваются к его мнению.

Понятия о чести и достоинстве впитаны Вячеславом Александровичем с детства. И сейчас он помнит слова своего деда Ивана Демьяновича Афанасенко: «Учись сам находить выход из любой ситуации». Эти наставления и стали ориентиром на все последующие годы.

…Только что посеянные зерна не дают мгновенных всходов. С годами у него все явственнее стали проявляться такие качества, как умение отстоять себя и защитить слабого, целеустремленность, любознательность, наблюдательность, стремление докопаться до сути происходящего.

Еще в детстве он смог для себя определить, что путь к достижению цели проходит через упорство и усердие в учебе. А при наличии этих качеств добавятся удача и везение. Только сформировавшаяся конкретная цель подтолкнула юного Вячеслава в далеком 1947 году самостоятельно прийти в школу. Как и подобает в таких случаях, представился. По-взрослому. Попросил записать. И… его записали.

Учеба давалась легко. Вот и создавалось ошибочное представление, будто Вячеслав зарабатывает отличные оценки, не прилагая особых усилий. Не многие смогли разглядеть его максимализм: он не просто поглощал информацию, а стремился ее понять и проанализировать. На дополнительные вопросы ответы искал в библиотеке. Его кругозор становился значительно шире рамок школьной программы.

К будущей профессии инженера он шел через дедовы часы, кузнечные меха и комбайн, множество разобранных и собранных велосипедов и мотоциклов. В школе — это математика и физика. Потом были слесарные верстаки на дизель-электростанции и авторемонтной мастерской.

И вечера, проведенные вместе с дедом за починкой часов, Вячеслав Александрович даже сегодня вспоминает с особенной теплотой. Еще бы! Такое забыть невозможно. Кто бы мог подумать, что именно эти вечера откроют в нем способность пространственного воображения, столь необходимого для будущей специальности инженера.

Но увлечен он был не только науками и починкой техники. Энергии в нем хватило бы на десятерых. Куда ее девать? Ну, конечно, в спорт. Попутно и комсомольская работа вовлекала Вячеслава в круговорот событий. Спорт (баскетбол, волейбол, гандбол и др.) укреплял физически, а участие в комсомольской работе развивало потребность делать что-то нужное для всех.

Школьные годы пролетели быстро. По логике вроде бы можно было поступать в институт. Но жизнь распорядилась иначе: вместо студенчества пришлось встать в рабочий строй. Трудовую деятельность начал помощником машиниста на дизель-электростанции при заводе им. К.Ворошилова. А свое желание учиться потом воплотил, поступив на заочное отделение Московского машиностроительного института.

Срочную службу В.Богуслаев проходил в ракетных войсках. Там ему предложили играть в армейской баскетбольной команде. Толчком послужила его прекрасная физическая подготовка. Потом он перешел на ручной мяч. Гандбол помог ему наиболее ярко раскрыться. Мастерство и упорство в достижении спортивных целей не остались незамеченными. Его пригласили играть в запорожскую команду мастеров. Вячеслав Александрович согласился, но с условием, что ему дадут возможность продолжить обучение в машиностроительном институте.

Так, из Уральска Вячеслав Александрович перебрался в далекое для него тогда Запорожье. Учебу продолжил в местной «машинке» на дневном отделении.

О своих студенческих годах он может увлеченно рассказывать часами. Чего стоят, к примеру, его воспоминания о том, как они по ночам разгружали вагоны или как делили галстук, который был один на всех живущих в комнате. Да, на разгрузке вагонов много не заработаешь, копить пришлось бы долго. Но стимул-то — более чем весомый, это прекрасная школа выработки самостоятельности. Для Вячеслава Александровича особой гордостью стала покупка мотоцикла «Ява».

В те годы в высшей школе проводился эксперимент, позволяющий студентам дневного обучения совмещать учебу с работой. В.Богуслаев не раздумывая, устроился слесарем на завод.

Вячеслав Александрович по-прежнему учился только «на отлично». И это притом, что продолжал играть в команде мастеров с постоянными сборами и разъездами. Как ему удавалось, даже однокурсники разгадать не могли.

После окончания ВУЗа В.Богуслаев поступает в отдел главного технолога. Окунулся в работу с головой: во все вникал, во всем старался разобраться. Оказалось, снова не хватает знаний. Поступает в московскую аспирантуру.

Решение о направлении в Волочиск для организации филиала запорожского головного завода Вячеслав Александрович с женой восприняли с пониманием: нужно, значит, нужно. Что здесь много рассуждать. Так они оказались в этом провинциальном городке. Собственно, в те годы западноукраинский городок больше был похож на поселок городского типа.

Рождение его нового облика по праву связывают с возникновением машиностроительного завода. Некогда провинциальный городишко на глазах одного поколения становился благоустроенным индустриальным центром, гармонично соединившим в себе производство, природные богатства и красоту края. Теперь это излюбленное место паломничества многочисленных туристов. В нем есть все, что и в больших областных центрах Украины. Только о городских парках можно говорить бесконечно. Чего только стоят многовековые дубы, липы и непередаваемое ощущение старины!..

В годы работы Вячеслава Александровича в Волочиске машиностроительный завод активно наращивал объемы производства, при его непосредственном участии быстрыми темпами строился и город. Эти шаги позволили решить целый комплекс задач. Так, у заводчан появилась перспектива получения собственного жилья. На социальную сферу Вячеслав Александрович средств не жалел никогда. Так, об уникальном местном целебном источнике «Товтры» знали все. Только ни у кого руки до него не доходили. У В.Богуслаева дошли. И ныне ставший знаменитым курорт «Радуга» возник при его непосредственном.

В связи с этим вспоминается библейская притча о трех заповедях, что в своей жизни мужчина должен посадить дерево, вырастить сына и построить дом. Если тезис применить к Вячеславу Богуслаеву, то в список нужно внести еще один пункт, построен город. И это город Волочиск…

15 лет Вячеслав Александрович находился у руля ВМЗ. Завод окреп, набрал обороты. ВМЗ сегодня – современное высокотехнологичное предприятие, продукцию которого охотно покупают во многих странах мира. Волочиский проект В.Богуслаевым был освоен в полном объеме. Вот уже более 30-ти лет ВМЗ в регионе неизменно задает основной ритм развития на всех уровнях. Не это ли самая весомая оценка работы Вячеслава Александровича! Его результат — на пять с плюсом…

1988-й – знаковый год в жизни Вячеслава Александровича: он вернулся на головное предприятие и возглавил крупнейший в СССР запорожский моторостроительный завод. На обширных просторах бывшего Союза тогда работали такие авиастроительные гиганты как московские «Красный Октябрь» в Тушино и «Салют» на Семеновской, а также предприятия в Перми, Рыбинске, Самаре, Уфе, Калуге и Омске. Но так сложилось исторически, что именно запорожским моторостроителям поручалось выполнение основной части реализации государственных заказов. Самые серьезные задачи правительство возлагало, как правило, именно них. Здесь не роптали, а, засучив рукава, принимались за их выполнение. Почти ¾ всех авиаперевозок в воздушном пространстве осуществлялись на самолетах с запорожскими двигателями!

Время возвращения Вячеслава Богуслаева на «Моторостроитель» совпало с разгаром горбачевской перестройки. В обществе и в стране в целом, на фоне гласности и так называемой демократии, нарастал хаос и разброд. К рыночным реалиям оказались не готовы. Даже крепкие предприятия не выдерживали пресса неопределенности и вынуждены были сокращать собственные мощности, увеличивая отряд безработных. В подобных ситуациях опыта маневрирования не было ни у кого. Как быть? Какое решение необходимо принять, чтобы избежать развала производства? И В.Богуслаев сумел найти выход.

Вячеслав Александрович отстоял интересы возглавляемого им предприятия. Одним из первых, если не первым в Украине, когда процесс приватизации только-только начинался, производственное объединение «Моторостроитель» было приватизировано. Завод приобрел новое имя, «Мотор Сич». Контрольный пакет акций остался в коллективе, что лишило возможности нечистоплотных дельцов прибрать к рукам преуспевающее предприятие.

Сейчас, по прошествии лет, можно с определенной долей иронии вспоминать, какой вал изощренных интриг и заказных публикаций в желтой прессе пришлось выдерживать В.Богуслаеву, какой мощи удар принимать на себя. А тогда было не до иронии. Ситуация напоминала атмосферу прифронтовой зоны: одно неосторожное движение – и катастрофы не миновать. Видимо, в крови В.Богуслаева – умение предвидеть развитие тех или иных событий. Четко сработали его природная интуиция и потрясающая способность с первого выстрела-решения добиваться максимального результата. (К слову, Вячеслав Александрович – прекрасный охотник и меткий стрелок).

В 90-е годы «Мотор Сич» не только выстоял, но и смог сберечь людской и технический потенциал. А это позволило в 2000-е, когда мировой кризис стремительно захватывал все большее пространство, уверенно наращивать производство. Таков результат слаженных усилий всей команды В.Богуслаева.

Когда впору было думать разве что о выживании, во главу своей деятельности он ставил человеческий фактор. Качество работы и самоотдача людей напрямую зависела и зависит от не прибыльной «социалки». Поэтому даже в самые сложные периоды ее старались сберечь.

На традиционную ежегодную пресс-конференцию, состоявшуюся в августе 2013 года, были приглашены представители различных СМИ РФ. Журналисты смогли сами познакомиться (как один из них потом признался) с предприятием будущего, где все отлажено, как в часовом механизме.

Гостей впервые приняли в новом, оборудованном по последнему слову техники, зале для прессы. Кстати, многие гости, не сговариваясь, отметили у Вячеслава Александровича позитивный настрой на общение. Внешне, как и в прежние годы, он выглядел подтянутым, живым, уверенным в себе. В общении прост и доступен. Никакие вопросы, даже каверзные, не ставили его в тупик. Аудиторию поразила его осведомленность во многих областях науки. Невольно возникает вопрос: «И когда же он умудряется следить за развитием научной мысли?» А ведь не только следит, но и формирует собственную тактику и стратегию на перспективу.

Перечень сделанного поражает воображение. Вот самая свежая новость: 5 августа в Украине создана Федерация вертолетного спорта (ФВС). Об этом на пресс-конференции тоже сообщил Вячеслав Богуслаев. И буквально через несколько дней запорожский экипаж принял участие в открытом первенстве России под Дубной, где стал лучшим среди иностранных команд. В ближайших планах участие в XXXVI чемпионате Украины.

По глубокому убеждению Вячеслава Богуслаева, массовость – основной критерий перспективности того или иного вида спорта. Поэтому и был создан аэроклуб. Теперь всем желающим открыт доступ к освоению премудростей вертолетного спорта. Правда, государство пока особого рвения в поддержке инициативы не проявило. Вот предприятие и взялось самостоятельно обучать молодых ребят умению летать. Здесь уверены, что к этому виду спорта в самом ближайшем будущем приобщатся не только взрослые, но и дети. «Если в твое дело не приходит молодёжь, значит, ты занимаешься бесполезным делом», — в беседе с журналистами отметил Вячеслав Богуслаев.

Хорошо знающие В.Богуслаева, непременно отмечают его прекрасные организаторские качества. У него в этой области огромнейший практический опыт. То, что на осколках распавшегося некогда могучего Союза, при полном отсутствии продуманной государственной политики, на фоне стремительного сворачивания производств, массовой безработицы, финансового обвала на валютном рынке, он все же сумел сохранить и защитить моторостроительный гигант в неприкосновенности – многого стоит.

Глубокие познания в различных областях науки и огромнейший жизненный опыт позволяют ему вот уже на протяжении нескольких десятилетий уверенно вести моторостроительный корабль.

Удивительным образом судьба распорядилась В.Богуслаевым. Родился он в казачьей столице Уральске, больше известной как Яицкий Городок. История сохранила факт, как перепуганная массовыми крестьянскими волнениями императрица Екатерина II сменила прежнее название на нынешнее, чтобы ничто не напоминало о восстаниях Степана Разина и Емельяна Пугачева, выходцев из этого же края. Ей-то было и невдомек, что со сменой имени дух казачества не вытравливается. Этот район был и остается крепким орешком для властей всех времен. Видимо, этим духом с детства пропитался и Вячеслав Александрович. Потом жизненная тропа привела его в другую казачью столицу — Запорожье. Спустя несколько лет именно здесь Вячеслав Александрович основал свой город-сад, связанный с освоением воздушного пространства и носящим гордое имя «Мотор Сич».

По убеждению Вячеслава Александровича, общество, в котором люди ведут себя как, «Иваны, не помнящие родства», обречено на вымирание и духовное разложение. На «Мотор Сич» понятие «связь поколений» наполнено особым содержанием. На предприятии преемственность семейных династий всячески поощряется, в том числе и материально.

Еще один последний штрих. В Запорожье открылся уникальный «Музей техники Богуслаева». В нем собрана не только раритетная техника, но и редкие архивные документы, раскрывающие более чем 100-летнюю историю моторостроительного завода. Лично сам наблюдал, как один из малышей во время просмотра экспонатов гордо заявил своему ровеснику: «А это мой дед за станком!» Вот вам и реальная связь поколений!

…Когда у Вячеслава Александровича спрашивают, почему он пошел в Народные депутаты, неизменно отвечает: «Чтобы отстаивать интересы предприятия, людей труда и заниматься законотворческой работой на самом высоком уровне».

Вячеслав Богуслаев принципиальный политик, прекрасно разбирающийся в происходящем в Украине и за ее пределами. О его удивительном умении договариваться свидетельствует тот факт, что руководимое им предприятие АО «Мотор Сич» успешно сотрудничает с более чем 120-ю странами мира.

Этому способствует и реклама, которая, как известно, двигатель торговли. А грамотно организованная реклама – 100% гарантия успеха в развитии бизнеса. Вячеслав Александрович всегда охотно делится своими практическими наработками с коллегами. Он неустанно повторяет одну и ту же истину, что нельзя зацикливаться на результатах только сегодняшнего дня. Нужно вкладывать значительные средства в будущее, работая на перспективу. Модернизировать производство, заботиться о собственных кадрах, ни в коем случае не урезать социальные программы. К сожалению, в нынешних условиях, когда потенциалы многих предприятий оказались попросту расплесканными, не все реально могут применить у себя опыт Вячеслава Александровича и моторостроительного завода, по-прежнему отдавая предпочтение «отверточному производству» и залатыванию дыр.

Все вышесказанное не пустые слова. В.Богуслаев, чтобы быть в авангарде мировой авиастроительной промышленности, из года в год тратит огромнейшие средства на модернизацию производства, обучение и подготовку кадров, развитие социальной сферы. Именно эти шаги позволяют ему решать задачи любой сложности.

Вот и на состоявшемся Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2013, который традиционно проходил на аэродроме им. Громова в Жуковском с 27 августа по 1 сентября АО «Мотор Сич» приняло самое активное участие.

В павильоне № С2-14 «НПО «А.Ивченко» представил солидную экспозиция летательных аппаратов.

Особое оживление наблюдалось у стенда, где был размещен ставший знаменитым недавно установленными рекордами на военном аэродроме «Кировское» под Феодосией двигатель ТВ3‑117ВМА‑СБМ1В 4Е серии.

На многочисленных авиационных выставках, на моторовских демонстрационных площадках неизменно многолюдно, всегда большое количество специалистов. Значит, продукция «Мотор Сич» вызывает неподдельный интерес и с запорожским предприятием стремятся тесно сотрудничать.

Но моторовцы живут не только производством. На заводе спорт всегда на особом счету. Как вы помните, Вячеслав Богуслаев сам играл в гандбол в первенстве бывшего Союза. Теперь на предприятии имеется своя команда премьер-лиги Украины. Кстати, мужская команда «МОТОР» на последнем чемпионате в упорной борьбе с запорожским клубом «ЗТР» завоевала золотые медали.

Невзирая даже на кризисные явления, на предприятии стабильно идет целенаправленная работа по вовлечению в массовую физкультуру и спорт как можно большего числа людей самых разных возрастов. Ежегодное проведение заводской спартакиады стало доброй традицией. Не закрыты спортсменам пути и в большой спорт. На «Мотор Сич» воспитаны чемпионы области, Украины, Европы, мира и олимпийских игр.

Есть у Вячеслава Александровича еще одно направление, не имеющее границ — меценатское. Его деятельность в области культуры и искусства, возрождении духовности и славянских традиций многогранна и насыщена. Это как раз тот редкий случай, когда природная предрасположенность имеет прямое воплощение в совершаемых Вячеславом Александровичем благих делах.

Не перестаю удивляться, как при такой насыщенности жизни и разносторонности интересов, В.Богуслаев все успевает. Скорее всего, он успевает своевременно реализовать задуманное, потому что не откладывает дела в долгий ящик. И вовсе не случайность, что Вячеслав Александрович оказывается в нужное время в нужном месте. Если, к примеру, кто-то предпочитает ждать с моря погоды, то В.Богуслаев сразу воплощает планы в реальность. И никакие внешние «вихри враждебные» ему не помеха.

Что бы там ни говорили, но жизнь на самом деле представляет собой только миг: не успел оглянуться, как позади оказывается целая вечность. Вот почему так важно успеть реализовать задуманное.

…Вячеслав Александрович уже оставил зримый автограф в небе. Но это не основание, чтобы останавливаться. Впереди ведь жизнь и планов громадье! По-другому и быть не может. Если есть еще порох в пороховницах (а он имеется!), его нужно использовать по назначению. Поэтому расслабляться В.Богуслаеву еще рановато. А значит, так тому и быть!

 

Владимир ТОЛСТИКОВ

Posted in Новости компании, СМИ о Нас, События.