Стать своим

Сергей Ткачук

В человеческих взаимоотношениях есть такое понятие «свой человек». Это значит, верный, надежный, с характером. Такой человек обычно с достоинством преодолевает испытания временем и обстоятельствами. Без натяжки и с полной уверенностью это определение справедливо и для техники, особенно, если она плоть от плоти продукт отечественной инженерной мысли и сходит со стапелей отечественных предприятий. Таким «своим», «ласточкой», как его трепетно называют пилоты, стал самолет Ан-148, рожденный в теснейшей российско-украинской.

В августе этого года на шести Ан-148, эксплуатирующихся в АК «Россия», совершено около тысячи рейсов. Эти воздушные суда перевезли свыше 60 тысяч пассажиров. Ежемесячный налет каждого борта в среднем составляет 300 часов. Всего в настоящее время в эксплуатации 14 воздушных машин. На пассажирских авиалиниях в авиакомпаниях «Россия», «Полет» и «Ангара» — 11 региональных самолетов Ан-148. В эксплуатации находятся также три самолета Ан-148 в специальном исполнении. Один из них, полученный МЧС России в апреле 2013 года первый летающий госпиталь на базе Ан-148, уже используется для перевозки пострадавших. География его использования — от Европы до российской Сибири.

В том, что региональный лайнер, спроектированный КБ им. Антонова, столь востребован, нет ничего удивительного. Программа Ан-148 — наиболее динамично развивающаяся программа гражданской авиации ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация». Через 18 месяцев с момента начала финансирования программы со стороны ОАО «ОАК» состоялся первый полет серийного самолета, а еще через 6 месяцев – первый коммерческий рейс самолета Ан-148-100 в авиакомпании «Россия». За исключением отдельных элементов интерьера самолета, основная его стоимость создается на территории Российской Федерации: это означает загрузку производства, обеспечение промышленных площадок заказами, а также создание высококвалифицированных рабочих мест.

Топливная эффективность самолета соответствует уровню самолетов-конкурентов, при этом самолет обладает дополнительными конкурентными преимуществами: некритичность к качеству взлетно-посадочной полосы (эксплуатация на грунтовых аэродромах), широким климатическим диапазоном эксплуатации.

Рассматривается сценарий производства 242 самолетов до 2020 года максимальным темпом 24 самолета в год. Отдельным конкурентным преимуществом лайнера является наличие двух маршевых двигательных установок, состоящих из турбореактивных двухконтурных двигателей Д-436-148; электронной автоматической системы управления двигательных установок; системы пожарной защиты;   вспомогательной силовой установки (ВСУ) типа АИ-450-МС (АО «Мотор Сич»).

Перспективным направлением развития семейства Ан-148 является создание лайнера для бизнес перевозок Ан-168 и транспортного самолета Ан-178. Лайнер Ан-158 с увеличенным количеством посадочных мест уже широко продемонстрирован авиационной общественности на многочисленных форумах и презентациях. При удлиненном фюзеляже он также успешно взлетает и садится, как и его «собрат» с 75 местами на борту.

Среди заказчиков регионального лайнера — Военно-воздушные силы России, которые получат 15 самолетов Ан-148. Соответствующий контракт подписало Министерство обороны с «Воронежским акционерным самолетостроительным обществом». Выполнение контракта растянется до 2017 года. Первый самолет Ан-148 поступит в ВВС России уже в этом году. Затем ВВС РФ получат по четыре самолета  в 2014 и 2015 годах, по три самолета – в 2016 и 2017 годах.

Договор на поставку 15 самолетов Ан-148/158 в страны Латинской Америки подписан в рамках авиасалона в британском Фарнборо. 20 реактивных Ан-148 и такое же количество турбовинтовых Ан-140 намерен приобрести Иран. Срок возможного заключения контрактов пока не разглашается.

Таким образом, Ан-148 готов закрыть собой не только рынок постсоветского пространства, 80% аэродромной сети которого не приспособлено для приема других машин, но и рынки развивающихся государств, в том числе находящихся в вынужденной политической изоляции. Он стал своим во многих уголках мира, а значит, благодаря своей выносливости, надежности (в том числе, экономичных силовых установок АО «Мотор Сич»), ему уготована долгая и счастливая судьба эксплуатации. А производителям-кооперантам России и Украины – интересная работа по постоянному усовершенствованию «ласточки» в интересах авиакомпаний и пассажиров.

Posted in Новости компании, СМИ о Нас.