Як-130: новое качество в российском небе

 Сергей Ткачук

 Появление в составе ВВС первых Як-130 является техническим прорывом и признаком новой эпохи отечественных Военно-воздушных сил.  

Столетие Военно-воздушных сил, по праву заслуживших репутацию надежного щита российского неба, ознаменовано еще одним крупным событием, не заметить которое невозможно. Помимо доблестных «Стрижей» и «Витязей» в честь векового юбилея ВВС ввысь взмыла пилотажная группа великолепных Як-130. Уникальная многоцелевая машина (учебно-тренировочная и боевая) – не новичок в отечественном воздушном пространстве, но еще совсем недавно его рыночные перспективы казались весьма неопределенными, так как под вопросом находился серийное производство самолета. Несмотря на перспективность Як-130 и подтвержденные налетом характеристики, корпорация «Иркут» сможет поставить 55 учебно-боевых машин в парк Минобороны только к 2015 году. В настоящее время построено и эксплуатируется, в том числе иностранным заказчиком, 30 самолетов Як-130.

Вместе с тем, опережающее развертывание Як-130 в ВВС России представляется разумным и оправданным как с военной, так и с экономической точки зрения. Полеты на боевых самолетах — весьма дорогостоящий метод подготовки пилотов. Дело в том, что цена летного часа учебной машины и истребителя различаются на порядок за счет низкого потребления горючего и несравненно меньшей стоимости эксплуатации. Причем здесь вступает в игру еще один козырь Як-130 – возможность перепрограммирования системы управления с целью точной имитации конкретного типа боевого самолета. За счет достаточно высоких боевых возможностей Як-130 на нем можно отрабатывать реальное применение многих видов авиационного вооружения. Причем не только неуправляемого, как на Л-39, но и высокоточного. Боевая нагрузка Як-130 – 3 тонны на девяти точках подвески. В состав вооружения класса «воздух–воздух» входят ракеты Р-73 – основное оружие ближнего боя российских самолетов. В классе «воздух–земля» Як-130 способен применять авиабомбы массой до500 кг, в том числе оснащенные телевизионной системой наведения.

Отдельной строкой – о несущей силе Як-130 – запорожском двигателе АИ-222-25, любимом детище авиаконструктора Ф.М.Мураченко. В его производстве задействовано КБ «Прогресс» (разработчик) и кооперация АО «Мотор Сич» с ФГУП ММПП «Салют». Заложенные в двигатель характеристики  обеспечивают максимальную безопасность выполнения полетов и высокую боеготовность при длительном сроке службы и низких эксплуатационных расходах. По требованию заказчика двигатели могут быть укомплектованы соплом с управляемым вектором тяги, а также форсажной камерой. Максимальная взлетная тяга бесфорсажного АИ-222-25 составляет2500 кг. Тяга двигателя на максимальном режиме на высоте5 кмпри М=0,6 равна1450 кг, на крейсерском режиме на высоте10 кми М=0,6 составляет300 кг. Конструкция двигателя выполнена модульной, что позволяет производить быструю замену в эксплуатации выработавших ресурс или получивших боевые повреждения модулей.

Напомним, в двигателе АИ-222-25 использован модифицированный газогенератор двухконтурного турбореактивного двигателя АИ-22, созданного ГП «Ивченко-Прогресс» для нового регионального пассажирского самолета Ту-324. Первый запуск полноразмерного двигателя АИ-22 состоялся 26 сентября2000 г.

Примечательно, что помимо самолета Як-130 двигатели семейства АИ-222 могут найти применение на ряде других самолетов, как вновь разрабатываемых, так и модернизируемых. Благодаря оптимальным характеристикам тяги и экономичности, низким уровням шума и эмиссии, высокому ресурсу и низким эксплуатационным затратам, отвечающим требованиям XXI века, двигатели семейства АИ-222 позволят создать гамму самолетов, обладающих высоким уровнем конкурентоспособности.
В соответствии с ТТЗ проведены параметрические исследования и расчетно-конструкторские проработки, направленные на развитие двигателей семейства АИ-222, предназначенные для установки на УТС, УБС и ЛБС. На сегодняшний день со стороны потенциальных заказчиков проявлен интерес к следующим модификациям: ТРДД АИ-222-25 УВТ, ТРДДФ АИ-222-25Ф, АИ-222-25 КФК и АИ-222-28.

АИ-222-25 УВТ

Двигатель с управляемым вектором тяги (УВТ) служит одним из путей повышения летных качеств  учебно-тренировочных и боевых самолетов. В этих целях разработано поворотное сопло, представляющее отдельный модуль, который устанавливается на фланец задней опоры турбины двигателя АИ-222-25. Конструкция этого модуля позволяет отклонить ось сопла до 20о от оси двигателя в любом направлении.

Авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель АИ-222-25Ф

Этот мотор предназначен для учебно-тренировочных, учебно-боевых и легких боевых самолетов с максимальной скоростью полёта, которая отвечает числу М=1,6. Турбокомпрессорная часть полностью унифицирована с базовым двигателем АИ-222-25. Двигатель с приставкой «Ф» является одним из наиболее востребованных направлений сотрудничества АО «Мотор Сич» с Китайской Народной Республикой. Украинские и китайские партнеры успешно завершили летные испытания самолета L-15 с двигателями АИ-222-25Ф и АИ-222К-25 (без форсажной камеры). Нужно напомнить, что первый полет самолета L-15 с двигателями АИ-222-25Ф с форсажной камерой и регулируемым всережимным соплом состоялся 26 октября 2010 года. В планах запорожцев поставка указанных модификаций моторов, создаваемых по техническим требованиям китайцев, и их дальнейшее совместное производство и обеспечение эксплуатации.

АИ-222-25 КФК

Особенностью конструкции ТРДДФ АИ-222-25 КФК является короткая форсажная камера (КФК), установка которой увеличивает габаритную длину двигателя не более чем на500 ммотносительно базового ТРДД АИ-222-25. Такой двигатель может быть использован для повышения характеристик СУ базового самолета без его существенных переделок. КФК обеспечивает поддержание одного форсажного режима, что значительно упрощает систему управления двигателем.

АИ-222-28

Данная модификация будет создана путем использования в базовом двигателе турбины с усовершенствованной системой охлаждения. Такая турбина разрабатывается на базе узлов двигателя Д-27 и позволит значительно повысить температуру газа, обеспечивая повышение взлетной тяги до 2830 кгс. По компрессорной части двигатели АИ-222-25 и АИ-222-28 полностью унифицированы. Как сообщил «АИ» генеральный конструктор ГП «Ивченко-Прогресс» И.Ф.Кравченко, предприятие рассчитывает получить от российской корпорации «Иркут» техническое задание на двигатель с увеличенной тягой для экспортного варианта учебно-боевого самолета Як-130. «К нам на предприятие приезжал глава корпорации «Иркут» Федоров Алексей Иннокентиевич. Договорились, что дело выгодное и целесообразное. Россия выдаст нам ТЗ. После того, как оно будет выдано, мы рассчитываем приступить к этому двигателю. Думаю, что через три года точно эта модификация пройдет испытания — это нормальный срок», — сказал Кравченко. Он подчеркнул, что у предприятия есть все возможности для того, чтобы увеличить тягу двигателей для экспортного варианта самолета Як-130.

Posted in Новости компании.