Десант москвичей в Запорожье. Журналистов интересовали секреты украинской оборонки

 

Александр Бабакин, Геннадий Старых

Независимое военное обозрения, 10.08.12

Военные обозреватели «НВО» получили возможность изучить деятельность известного в мире двигателестроительного гиганта «Мотор Сич», который уже 105 лет работает на военную и гражданскую авиацию.

Нас с радушием встретили запорожские оборонщики, ответили на все наши вопросы, показали процесс создания авиационных двигателей. От проектирования в КБ «Ивченко-Прогресс» до серийной сборки турбореактивных, турбовинтовых, турбовальных двигателей в АО «Мотор Сич». Они используются на всех самолетах «Ан», лайнере Ту-334, учебно-боевом Як-130, гидросамолете Бе-200, более 80% вертолетов «Ка» и «Ми». Запорожское предприятие – ныне ведущее в двигателестроительных отраслях России и Украины.

ДВИГАТЕЛЬ – ОСНОВА АВИАЦИОННОЙ МОЩИ

Мало кто из россиян знает, что запорожские двигатели, установленные на российских самолетах и вертолетах, на 70% состоят из комплектующих, которые поставили в Запорожье серийные предприятия России. Такому взаимодействию отраслей соседних государств на всех уровнях должен быть только зеленый свет. Однако есть немало проблем, о которых рассказал журналистам председатель совета директоров АО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев.

Так, запорожцы создали для учебно-тренировочного самолета (УТС) чешского производства Л-39 новый улучшенный двигатель. Ими уже оснащаются УТС украинских ВВС. «А вот в России этот проект, – как отметил Вячеслав Богуслаев, – никак себе не мог пробить дорогу. Ведь те же новые Як-130 пока из-за стоимости мало приобретаются Минобороны РФ. А потребность в учебных самолетах огромная. Вот и надо, как весь мир, идти по пути ремонторизации уже эксплуатирующейся техники. Это делают даже богатые США. На старых самолетах заменяются двигатели, авионика. И они приобретают новые качества. А в России и Украине выведено из эксплуатации большое количество самолетов, вертолетов. Однако на их ремонторизацию нет бюджетных средств». Только министр обороны РФ Анатолий Сердюков поддержал проект обновления старых УТС. В Ейске будут строить вместе с запорожцами современное предприятие по модернизации двигателей для Л-39.

Вместе с предприятиями «Волга–Днепр», «Полетом», «Антонова» запорожцы развивают перспективный проект по модернизации двигателя Д-18 с 24 тонн тяги до 27 для самого тяжелого в мире самолета Ан-124 «Руслан», который сможет увеличить дальность полета с нынешних 6,5 до 9–11 тыс. км. На военном авиаремонтном предприятии при поддержке Анатолия Сердюкова организуется новое производство. Построят новый стенд, производственный корпус, будет организована подготовка специалистов. На первый взгляд дело весьма выгодное и нужное. Только странно, что такое производство создается на военном АРЗ. В то время как серийные предприятия со специальными стендами, с квалифицированным персоналом стоят с недогруженными мощностями.

ПОДДЕРЖАТЬ ЛЕГКИЙ ВЕРТОЛЕТ

Для перспективного вертолета «Ансат», разработанного конструкторским бюро ОАО «Казанский вертолетный завод», запорожцы создали новый турбовальный двигатель МС-500 мощностью800 л.с. Еще в 2010 году его собрали в Казани на серийном моторостроительном заводе. Многим «Ансат» понравился летно-техническими возможностями, ценой, обслуживаем, наличием первоклассного двигателя. Однако российскую компанию «Оборонпром» не устроило, что двигатель запорожский. В итоге на «Ансат» был установлен более дорогой двигатель американского военно-промышленного концерна «Пратт энд Уитни». Запорожцы в создавшейся ситуации, как рассказал Вячеслав Богуслаев, значительно улучшили свой двигатель, доведя его мощность до 1 тыс. л.с., и предложили его на Ми-2Т.

А вообще в ходе обсуждения на пресс-конференции в Запорожье тематики легких вертолетов сложилось такое впечатление, что в России просто не хотят развивать собственное производство вертолетов массой от 4 до 6 тонн. Не нужны уже созданные и сертифицированные «Ансат», Ми-34, Ми-54. Развивается лишь отверточная сборка иностранных вертолетов. Несложно предположить, к чему это приведет.

Ныне в двигателестроительных отраслях промышленности двух государств наблюдается, по мнению Вячеслава Богуслаева, искусственно созданная конкуренция. Так, именно из-за нее на несколько лет было задержано серийное производство перспективного военно-транспортного самолета Ан-70 для ВВС РФ. В конце концов удалось решить эту проблему. Ан-70 уже занесен в российский гособоронзаказ. Продолжены работы по новому двигателю Д-27 для повышения его ресурса и надежности. Сложилась и действует российско-украинская производственная кооперация. Созданы 5385 технологических процессов, изготовлены 7400 инструментов и специальной оснастки. Как рассказал генеральный конструктор государственного предприятия «Ивченко-Прогресс» Игорь Кравченко, благодаря запорожским технологиям двигатель имеет самые низкие в мире выбросы вредных веществ в атмосферу.

По мнению Вячеслава Богуслаева, от недобросовестной конкуренции могут спасти совместные предприятия. Их создание определено было еще в Межправительственном соглашении от 1993 года. Но появились лишь единицы таких СП. И об этом приходится только сожалеть. Ведь у России и Украины колоссальный научно-технический потенциал в этой отрасли, единая система стандартизации, общий сертификационный центр. И самое главное – большой внутренний рынок. Но два государства выступают на нем порознь, без учета взаимных интересов. Это используют авиапромы ЕС и США и даже Китая, которые массово завозят в Россию и Украину свою продукцию.

Posted in Новости компании, СМИ о Нас.