Аксиома восточного партнерства

АО «Мотор Сич» закрепилось на ближневосточном рынке высокотехнологической продукции всерьез и надолго  

Надежность партнерства запорожской моторостроительной корпорации «Мотор Сич» с коллегами из Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), о которой «АИ» писала в предыдущих номерах, нашла свое отражение в прошедшей на Аравийском полуострове выставке «Dubai Air Show 2011».  И без того крепкие связи были подкреплены конкретными инициативами и проектами, которые сулят запорожцам стабильные заказы и освоение инновационных технологий, без преувеличения, пятого поколения.

Компания «Quest Helicopters» (ОАЭ) представила на авиационном шоу многоцелевой гражданский вертолет «AVQ», созданный совместно с украинскими авиаконструкторами, который предполагается оснащать хорошо зарекомендовавшим себя мотором АИ-450М (разработка – КБ «Прогресс», серийное производство – АО «Мотор Сич»). Вначале несколько слов об уникальной винтокрылой машине,  макет которой в натуральную величину, а также прототипы пассажирской кабины и кабины летчика были представлены в Дубае. Модель «AVQ» представляет собой легкий вертолет со сдвоенными винтами, вращающимися в противоположные стороны. Вертолет может развивать максимальную скорость295 км/ч; максимальная дальность полета -700 км, запаса топлива хватает на 3,6 часов. Представленный на выставке опытный образец «AVQ» — четырехместный, его грузоподъемность при полной загрузке -2250 кгпри собственной массе в 1,3 тыс. кг. Однако, как подчеркивают харьковские разработчики проекта вертолета, по желанию заказчика имеется возможность создания 5-,10- и даже 15-местной кабины: конфигурация «сдвоенный винт — сдвоенный двигатель» это позволяет.  Впрочем, ключевым козырем презентованной машины является ее уникальная  гиростабилизированная отделяемая кабина: в случае возможной аварии, кабина с находящимися в ней людьми и пилотами превращается в катапультируемую капсулу, которая «выстреливает» вперед и плавно приземляется на парашюте. На отдельном парашюте приземляется вторая часть вертолета. Модель «AVQ» также станет одним из первых гражданских вертолетов, оснащенных учетверенной электродистанционной системой управления. Еще один момент — телеметрический канал связи «Борт-Земля» и самая современная авиационная электронная система.

 

Таким образом, вертолет воплотил в себе достижения научно-технического прогресса, конкурентную цену, надежность конструкции и, самое главное, безопасность для пассажиров. В эру «умной» техники последний фактор является определяющим, о чем неоднократно, говоря о подходах запорожцев к созданию новых двигателей, говорил глава АО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев. По его словам, погоня за шальными прибылями в ущерб качеству и безопасности – преступление, на которое зачастую идут несостоятельные компании, забывая интересы пассажиров.

Сборка и летные испытания вертолета «AVQ» пройдут на Украине в 2013 году (в целом, оснащение машины на 75% будет украинским). А сертификацию новый продукт будет проходить по украинским, эмиратским стандартам и стандартам EASA (Европейского агентства по авиационной безопасности). Пройдя необходимые сертификационные испытания, начиная с 2014 года, его начнут собирать в эмирате Умм-аль-Кавейн: сначала 20 машин, а к третьему-четвертому году их количество должно вырасти до 40 и 50 соответственно. 

Несколько слов о турбовальном двигателе АИ-450М (расход топлива – всего 165-170 кг/час), который создавался АО «Мотор Сич» под задачу ремоторизации вертолета Ми-2М. Мотор выполнен по двухроторной схеме, включающей ротор газогенератора и ротор свободной турбины. Свободная турбина передает мощность редуктору, который установлен спереди двигателя, через вал, проходящий внутри вала ротора газогенератора. Двигатель может устанавливаться на многие типы легких вертолетов и обеспечивать бесперебойный полет в самых разных климатических условиях и регионах мира. Для жарких Эмиратов такой мотор, безусловно, находка.

Не остались в стороне и двигатели ТВ3-117, контракт на поставку которых АО «Мотор Сич» подписало с холдингом «Вертолеты России». Согласно документу, в течение 5 лет запорожцы поставят в Россию продукцию на общую сумму 1,2 млрд.долл., что является своего рода рекордом во взаимоотношениях с российскими партнерами. В перечне заказанной продукции – порядка 1,3 тыс.двигателей для коммерческих вертолетов. Напомним, двигатель ТВ3-117 предназначается для вертолетов Ми-8/Ми-17 и Ми-24. Нужно отметить, что это первый долгосрочный контракт с «Вертолетами России», хотя АО «Мотор Сич» является признанным лидером оснащения российских вертолетов своими двигателями. До 90% отечественных винтокрылых птиц фирм Миля и Камова, как пассажирского, так и военного назначения, оснащены именно запорожскими моторами. И хотя альтернативы у российского вертолетостроения им не было и нет, то и дело возникали надуманные предлоги для того, чтобы урезать, а то и вовсе отказаться от десятилетиями выстроенной российско-украинской кооперации. Такие попытки предпринимались со стороны российского чиновничества, ратовавшего за мифическое импортозамещение, суть которого заключалась в свертывании налаженных кооперационных проектов с Запорожьем и откровенных преференциях западному производителю. Основной же «конкурент» АО «Мотор Сич» петербургское КБ им.Климова, по мнению аналитиков, не в состоянии произвести и 2 сотен двигателей ВК-2500 (аналогичные ТВ3-117), в то время как запорожцы, как отмечает В.Богуслаев, способны удвоить и даже утроить поставки вертолетных двигателей в интересах российского заказчика. Более того, базовый ТВ3-117 положил начало целому семейству моторов («АИ» неоднократно писало о них), аналогов которым по многим параметрам не существует в мире. Кроме того, как отмечают российские специалисты, без АО «Мотор Сич» «Вертолеты России» не смогли бы удержать нынешние темпы роста, а заключенный долгосрочный контракт позволит сделать сотрудничество еще более динамичным и позволит российской стороне лучше планировать коммерческое вертолетостроение. Не исключено, что заложенный в Дубае первый камень долгосрочной кооперации позволит вернуться к перспективной идее оснащения вертолета «Ансат» специально разработанными для него запорожскими моторами. 

Блистательная по всем параметрам выставка в Дубае подхлестывает АО «Мотор Сич» к расширению сотрудничества и с Россией и с ближневосточными партнерами. Благо, для этих целей в тех же ОАЭ (Шарджа) АО «Мотор Сич» располагает хорошей базой  — цехом для выполнения капитального ремонта всех модификаций двигателя ТВ3-117 и АИ-9В. Турбовальный двигатель ТВ3-117, являющийся одним из самых надежных в мире эксплуатируется на вертолетах Ми-24 (Ми-35), Ка-27, Ка-32, Ми-8 (Ми-17), Ка-50, Ка-52. Уникальные инженерные разработки, положенные в основу этого двигателя, а также постоянное его усовершенствование на головном предприятии позволили ему стать одним из самых лучших по показателям экономичности в своем классе. Это достигнуто благодаря высоким КПД основных узлов (КПД компрессора равен 86%, КПД турбины компрессора — 91%, КПД свободной турбины — 96%). Величины удельного расхода топлива и удельной массы соответствуют лучшим мировым стандартам. Двигатель имеет большие запасы газодинамической устойчивости, а в его конструкции применены прогрессивные технические решения: титановый ротор компрессора, сваренный из отдельных дисков электронно-лучевой сваркой; рабочие и направляющие лопатки компрессора из титанового сплава, полученные методом холодной вальцовки; контактные графитовые уплотнения масляных полостей; на новейших модификациях применяется электронно-гидромеханическая система регулирования и управления и др. Двигатель имеет большой ресурс, обладает высокой надежностью, простотой обслуживания, хорошей ремонтопригодностью. Кстати, на предстоящем авиасалоне гости и принимающая сторона получат возможность ознакомиться с последними инженерными достижениями запорожцев в развитие этого двигателя. Его модернизированный «потомок» ТВ3-117ВМА- СБМ1В, ставящий рекорд за рекордом по скорости набора высоты и другим показателям, может заменить своих «предков» на вертолетах типа Ми-8/Ми-17, что будет особенно востребовано в условиях ближневосточных и африканских температурных максимумов.  Хорошо себя зарекомендовал и АИ-9В – вспомогательный газотурбинный двигатель, предназначенный для запуска маршевых двигателей.

Нельзя не отметить наличие в техническом центре АО «Мотор Сич» в Шардже цеха со всей необходимой оснасткой для выполнения всех видов ремонта двигателей Д-18Т для самых грузоподъемных в мире Ан-124 и Ан-225. Напомним, Д-18Т – турбовентиляторный, двухконтурный, трехвальный двигатель, имеющий реверс тяги наружного контура. Схема двигателя выбрана как оптимальная между ТРД и ТВД, т.е. в ней использованы все положительные качества ТВД: малый расход топлива и масса, нет редуктора, винт — многолопастный вентилятор в кольце, что позволяет получить скорость полета около800 км/ч. Уже сегодня вплотную ведется работа по глубокой модернизации мотора для воздушных гигантов, результатом которой должно стать повышение топливной эффективности,  экономичности и достижение еще большей грузоподъемности.

Кто знает, возможно в скором будущем имеющийся цех перерастет в нечто большее – например, производственную площадку, предлагающую новые двигатели для гражданской и военной техники, эксплуатируемой в регионе.

   Сергей Ткачук

 

 

.

Posted in Новости компании.