Российско-украинское сотрудничество в контексте процессов евразийской экономической интеграции.

Сергей Ткачук

От редакции «АИ»: Выступая на круглом столе, посвященном перспективам развития российско-украинских отношений в рамках ежегодного Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций» заместитель министра экономического развития России Андрей Клепач акцентировал внимание на кооперации России и Украины в области авиационного двигателестроения. По его словам, объем встречных поставок узлов, комплектующих и материалов в этой сохранившей конкурентоспособность отечественной высокотехнологической отрасли промышленности настолько велик, что снятие таможенных и прочих барьеров (в рамках Таможенного союза и ЕЭП) способствовало бы существенному рывку вперед. В своем выступлении он выделил таких лидеров отрасли, как АО «Мотор Сич» и ГП «Антонов», сказав, что их развитие представляет огромный интерес и для России и для Украины. Идеи Клепача горячо поддержал Ответственный секретарь Комиссии Таможенного союза, академик РАН Сергей Глазьев, модерировавший круглый стол. Представляем вниманию читателей  его статью, посвященную данной проблематике.        

        Российско-украинская культурно-историческая и духовная общность, опора на единые ценности, – это те истины, забвение которых чревато ослаблением славянского единства и вымыванием скрепляющих наше развитие совместных преимуществ.

Появление работоспособного регионального Таможенного союза на постсоветском пространстве – важнейшее геополитическое достижение, дающее ощутимые выгоды экономикам интегрируемых государств. Восстановление производственной кооперации за счет отказа от таможенных барьеров, уже сейчас оживляет и выводит на качественно новый уровень ранее сложившиеся хозяйственные связи. В терминах же межкультурного диалога Таможенный союз — способ возродить доверие друг к другу, искоренить любые антагонистические настроения, упрочить связи.  

Мы подошли к той черте, когда разбросанные по отдельным национальным «квартирам» участники единого экономического целого осознали, что сосуществование в евразийском доме повышает привлекательность и конкурентоспособность экономик, устраняет пагубные барьеры и ограничения, воссоздает потенциал и способствует дальнейшему росту и развитию. И участие Украины в процессах евразийской интеграции

является экономическим залогом реализации всего нашего общего потенциала, возрождения сложившегося и конкурентоспособного народнохозяйственного комплекса, составленного тысячами кооперационных связей. Для украинских граждан вхождение в Таможенный союз и Единое экономическое пространство – это исторический путь к воссоединению с братскими народами и к повышению благосостояния.

         Парадоксальным образом эти очевидные экономические и гуманитарные преимущества участия Украины в интеграционных процессах с Россией, Белоруссией и Казахстаном забалтываются рассуждениями об эфемерных плюсах европейской интеграции, об эффективности которой можно легко судить по примерам ставших членами ЕС государств Восточной Европы.

Наряду с этим, нетрудно посчитать, какую выгоду сулит интегрируемым государствам появление Таможенного союза и дальнейшее создание Единого экономического пространства.  Последнее позволит нашим государствам построить самодостаточный общий рынок товаров, услуг, трудовых ресурсов и капитала, минимизировать подверженность мировой экономической конъюнктуре, эффективно парировать разного рода колебания на финансово-валютных рынках. С созданием ЕЭП будут обеспечены свободный и равный доступ Сторон к транспортным и энергетическим ресурсам, национальный режим предприятиям-резидентам Сторон при участии в государственных закупках, гармонизация норм антимонопольной политики, формирование институтов проведения согласованной макроэкономической политики. И уже достигнув этих результатов, можно и нужно, выступая с консолидированных мощных позиций, вести переговоры об экономическом сотрудничестве с европейскими институтами.

  К настоящему времени реализованы все ключевые решения Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза), выполнены все основные мероприятия по обеспечению создания и функционирования Таможенного союза, формированию его договорно-правовой базы и институциональной структуры, единой системы внешнеторгового тарифного, нетарифного и таможенного регулирования, ведению согласованной политики в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.

Полностью реализованы мероприятия по введению в действие пакета международных договоров в сфере единого таможенно-тарифного регулирования в Таможенном союзе. С 1 января 2010 г. введен в действие Единый таможенный тариф ТС.

Выполнены основные мероприятия по формированию таможенного законодательства: введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза; унифицирован порядок таможенного администрирования, включая единые правила декларирования товаров, уплаты таможенных платежей и единые таможенные режимы; установлены и применяются единые правила определения таможенной стоимости; установлены и применяются единые правила определения страны происхождения товаров; согласованы принципы взимания косвенных налогов при экспорте и (или) импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе.

С 1 июля 2010 г. в Таможенном союзе начало действовать единое правовое поле в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, обеспечивающее применение единых перечней подконтрольной продукции; единых требований к этой продукции; единого порядка ввоза ее на единую таможенную территорию и перемещения по ней; оформление разрешительных документов по единым формам, которые признаются всеми Сторонами. В рамках этого правового поля исключается необходимость осуществления данных видов контроля на межгосударственных границах государств-членов Таможенного союза.

Осуществляется ведение статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли Сторон. Утверждены технические условия передачи данных таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли товарами.

В налоговой сфере сформирована нормативно-правовая база Таможенного союза в области косвенного налогообложения, которая регламентирует порядок взимания косвенных налогов во взаимной торговле в Таможенном союзе, а также обеспечен обмен информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов.

Осуществляются мероприятия по реализации Решений Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) и Комиссии Таможенного союза по распространению защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на единую таможенную территорию.

Разработан и  принят Статут Суда Евразийского экономического сообщества, принят Договор о порядке обращения в Суд ЕврАзЭС хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним.

Продолжается реализация мероприятий по приведению национальных законодательств в соответствие с договорной правовой базой Таможенного союза, унификации торговых режимов, созданию Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза, в рамках которой должна быть обеспечена эффективная интеграция национальных сегментов и построение общего информационного пространства Таможенного союза. Реализуются договоренности Сторон о поэтапной отмене ограничительных мер экономического характера во взаимной торговле по мере введения единых правил в соответствующих сферах регулирования экономики.

Единой переговорной делегацией проводятся переговоры по унификации торговых режимов государств-членов Таможенного союза.

Полностью сформирована единая таможенная территория Таможенного союза. С 1 июля т.г. был осуществлен перенос таможенного, санитарного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, транспортного государственного контроля с российско-белорусской и российско-казахстанской границы на внешнюю границу Таможенного союза.

К настоящему времени выполнена значительная часть мероприятий по формированию договорно-правовой базы ЕЭП, включая разработку и подписание базовых 17 соглашений. В текущем году планируется  принять 8 международных договоров и 17 документов, утверждаемых КТС.  В дальнейшем, до 2016 года, планируется  подготовить и принять 5 международных договоров и 25 документов КТС. Таким образом, основная часть работы в сфере формирования правовой базы ЕЭП будет выполнена до конца текущего года.

  Очевидность экономической выгоды создания единой таможенной территории подтверждается данными статистики внешней и взаимной торговли. Так,  общий товарооборот Беларуси, России и Казахстана за первое полугодие 2011 года вырос более чем на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Произошел буквально взрывной рост взаимной торговли внутри Таможенного союза, особенно на приграничных территориях (более чем на 40%). Примерно на треть увеличились поступления от импортных пошлин.

Расчеты по интегрированной модели межотраслевого баланса, проведенные Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН, показывают, что в 10-летней перспективе интеграционный эффект формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан оценивается в размере около 300 и 400 млрд.долл.прироста их совокупного ВВП соответственно (что эквивалентно увеличению ВВП каждого из государств участников на 12-18%).

Согласно этим же расчетам, присоединение Украины к Таможенному союзу и ЕЭП даст увеличение этого эффекта до 773 млрд.долл., что составляет около трети суммарного ВВП четырех государств. При этом прирост ВВП Украины оценивается в 34% современного уровня ВВП.

         Как показывают расчеты, участие Украины в Таможенном союзе и ЕЭП повышает величину интеграционного эффекта более чем в полтора раза. Столь существенное увеличение интеграционного эффекта объясняется расширением рынка взаимного товарообмена продукцией обрабатывающих отраслей промышленности и сельского хозяйства, которые составляют основную часть украинской экономики, связанной с Россией, Белоруссией и Казахстаном тысячами кооперационных связей, особенно в машиностроении.  В цене украинских машиностроительных изделий доля российской комплектации составляет от 30 до 80%, и следовательно, экономический рост на Украине оказывает мощный положительный эффект и на рост российской экономики.

         При этом немедленный эффект достигается во взаимной торговле, которая освобождается от таможенных, технических, защитных и других барьеров. За счет улучшения условий доступа на российский рынок углеводородов украинские потребители, согласно договорно-правовой базе Таможенного союза, получат 4-5 млрд. долл., по другим сырьевым товарам – еще 1-2 млрд.долл. Отмена изъятий из режима свободной торговли принесет Украине 0,3 млрд.долл., отмена ограничительных мер в торговле – 1,3 млрд.долл.. Устранение ветеринарных, санитарных и фитосанитарных ограничений принесет Украине 1-2 млрд.долл. Эффект от свободного доступа на рынок услуг, включая услуги железной дороги и трубопроводного транспорта на условиях национального режима, согласно договорно-правовой базе Единого экономического пространства (ЕЭП), даст Украине серьезные конкурентные преимущества, оцениваемые в сотни млн.долл.

         И, наоборот, неучастие Украины в интеграционных процессах в рамках ЕврАзЭС и формирование зоны свободной торговли Украины и ЕС повлечет ухудшение условий торгово-экономического сотрудничества с Россией, что приведет к снижению конкурентоспособности российской и украинской обрабатывающей промышленности, в особенности машиностроения. А энергоемкие металлургический, химико-металлургический комплексы Украины, генерирующие максимальную прибыль и являющиеся локомотивами экономического роста, останутся за зоной рентабельности и не смогут выдержать конкуренцию с Европейским Союзом и другими странами. 

         На этом фоне замалчивание украинскими уполномоченными должностными лицами экономических расчетов преимуществ присоединения к Таможенному союзу и угроз создания ЗСТ с ЕС свидетельствует о наличии иных, нежели экономические, мотивов так называемого «европейского выбора». И эти мотивы имеют ярко выраженный геополитический подтекст.

Более того, во избежание серьезной экспертной дискуссии по данному вопросу с позиций экономических интересов Украины, нашими оппонентами выбрана контрпродуктивная стратегия  создания  вокруг Таможенного союза и ЕЭП вымышленных угроз, вымывающих весь смысл интеграции и дезинформирующих общественность. Так, неслучайным заблуждением выглядят измышления о примате норм договорно-правовой базы ТС над положениями национального законодательства.  На самом деле решения Комиссии обязательны для исполнения исключительно в пределах переданных ей полномочий как раз в соответствии с национальным законодательством. К их числу относятся строго очерченные международными договорами функции таможенного, таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговых операций, установления единых норм санитарного, ветеринарного, фитосанитарного контроля, принятия технических регламентов и защитных мер во внешней торговле. При этом осуществление этих функций ведется национальными органами власти, которые работают по своим законам в области государственной службы, гражданского, административного и уголовного права, не говоря уже о национальных конституциях, которым законодательство Таможенного союза, построенное на ратифицированных всеми сторонами договорах, не может противоречить в принципе.

Правила и процедуры принятия решений КТС предусматривают определенный вес каждого государства, пропорциональный масштабу его экономики. Российские 57% голосов не воспринимаются при этом как дискриминация остальных членов ТС, имеющих по 21,5%. И не только потому, что для принятия решения необходимо иметь 2\3 голосов. Дело в  том, что каждое государство имеет право вето – отменить любое решение Комиссии на высшем органе ТС – Межгосударственном Совете на уровне глав правительств или глав государств, где все решения принимаются только единогласно. Кроме того, существует перечень чувствительных товаров, в отношении которых решения Комиссии изначально могут быть приняты

только консенсусом. Этот список был сформирован путем объединения предложений сторон и насчитывает более тысячи наименований товаров из десятитысячной товарной номенклатуры. Поэтому за полтора года работы КТС принятие ею более полутысячи решений происходило единогласно — несмотря на споры, стороны всегда находили взаимовыгодные варианты решений, опираясь на общие экономические интересы.

В случае присоединения Украины к Таможенному союзу в его договорно-правовую базу будут вноситься соответствующие изменения, включая Правила и процедуры принятия решений. С учетом уже накопленного опыта принятия консенсусных решений, возможно его закрепление так же, как и переход к равному представительству при условии равной бюджетной нагрузки и ответственности сторон.

Откровенно нелепыми выглядят попытки создать из Таможенного союза образ монстра имперских амбиций России, в то время как украинские сторонники евроинтеграции готовы передавать украинские национальные полномочия европейским наднациональным органам в неограниченном объеме. Замалчиваемые же украинскими функционерами условия, выдвигаемые ЕС по созданию зоны свободной торговли с Украиной выглядят и вовсе кабальными.

Согласно данным СМИ, ЕС настаивает на ограничительных квотах на экспорт украинской сельскохозяйственной продукции. В то же время Брюссель настаивает на фактическом открытии внутреннего рынка Украины, что с одной стороны приведет к усилению давления на местных аграрных товаропроизводителей, с другой — будет стимулировать реэкспорт европейской аграрной продукции на территорию Таможенного Союза, прежде всего — России. Таможенный Союз, безусловно, будет закрывать свой рынок от украинского демпинга.

Неаргументированными выглядят угрозы о мнимых санкциях со стороны ВТО в случае присоединения к Таможенному союзу ее члена – Украины. Здесь необходимо отдельное разъяснение. ВТО поощряет создание таможенных союзов, и у нее не может возникнуть принципиальных возражений против участия Украины в Таможенном союзе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Вступление Украины в этот Таможенный союз не противоречит правилам ВТО. Это не значит, разумеется, что у членов ВТО не будет вопросов и претензий. При вступлении в Таможенный союз Украина будет вынуждена повысить свои импортные пошлины до уровня единого таможенного тарифа ТС, который сегодня вдвое превышает украинский. В этом случае государства–члены ВТО, которые сочтут свои интересы ущемленными, объявят о претензиях и создадут рабочую группу внутри ВТО, которая будет их обобщать, оценивая размер ухудшения условий доступа на украинский рынок. При этом претензии по компенсации этого ухудшения можно будет предъявлять всему ТС. Речь, однако, не может идти о денежных выплатах или о каком-либо возмещении материального ущерба. Под компенсациями понимаются торговые уступки в форме снижения таможенного тарифа, но теперь уже не отдельно для Украины, а для всего ТС. Переговоры по этому вопросу с членами ВТО все государства-члены Таможенного союза будут вести вместе, и их результаты получат отражение в условиях присоединения к ВТО России, Белоруссии и Казахстана. Это обычный для ВТО вопрос, который, как показывает опыт присоединения к этой организации государств Восточной Европы, решается без политической драматизации в рабочем порядке.

Если отбросить в сторону все домыслы о ТС, его институциональном устройстве и принципах принятия Комиссией ТС решений, становится понятным, что участие Украины в Таможенном союзе не противоречит нормам ВТО и создает необходимые предпосылки для устойчивого экономического роста.

Политическая реальность обозначила иные внешнеэкономические приоритеты Украины и шаг за шагом делает ее отдаление от процессов евразийской интеграции необратимым, что влечет ужесточение режимов торговли с ее основным торговым партнером – Россией и ставит под вопрос отношения свободной торговли на постсоветском пространстве.

Так,  в случае создания зоны свободной торговли между Украиной и Европейским Союзом для России возникнет необходимость защиты внутреннего рынка от товаров, поступающих с украинской территории. В этих условиях уровень таможенных барьеров в торговле с Украиной не сможет быть ниже уровня применяемого в торговле со странами ЕС, что создает угрозу сохранению отношений свободной торговли в СНГ.

 Ухудшение торгово-экономических отношений, так или иначе, переведет в практическую плоскость вопрос о выборе новых маршрутов транзита российских энергоресурсов на Запад. Уже в ближайшем будущем, за счет ввода «Голубого потока» и «Северного потока» транзитный потенциал Украины существенно уменьшится.

Создание зоны свободной торговли это, прежде всего, вопрос сближения экономического, но и, разумеется политического. Двустороннее российско-украинские связи имеют стратегическое значение. В условиях создания торговых барьеров и естественного общего охлаждения отношений будет крайне трудно сохранять связи в области высокотехнологичных и оборонных производств. Можно ожидать ускоренного сворачивания научно-технического взаимодействия в авиастроении, энергетическом машиностроении, ракетно-космической технике, судостроении. Более того, решение о сворачивании таких взаимоотношений потребует серьезных дополнительных финансовых затрат для разворачивания производств в России и исключит в будущем восстановление кооперационных связей с украинскими производителями. Разрыв кооперации между Россией и Украиной в области высокотехнологичных и оборонных производств может привести к сокращению украинского экспорта на 2 млрд. долл.

Таким образом, вопреки широко распространенному в политической элите Украины мнению о возможности параллельного формирования зон свободной торговли с ТС, с одной стороны, и с ЕС, с другой стороны, «сидеть на двух стульях» далее не позволят элементарные экономические интересы.

Фото Андрея Артамонова

Posted in Новости компании.