Аэропорты требуют справедливости

организация «Ассоциация «Аэропорт» Гражданской авиации»,  09.06.2011

Ассоциация «Аэропорт» Гражданской авиации обратилась к первому заместителю Председателя Правительства РФ Сергею Иванову с просьбой прислушаться к мнению авиационной общественности в решении вопроса по установлению арендных ставок за землю под объектами аэродромов, аэропортов и объектами управления воздушным движением.
Свое обращение представители Ассоциации, объединяющей более 260 предприятий, называют «жизненно важным» для отечественной авиационной наземной инфраструктуры. Ассоциация просит первого зампредседателя правительства более тщательно разобраться в ситуации с подготовкой проекта Приказа Минэкономразвития России «Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения аэродромов и аэропортов».
Напомним, в проекте Приказа предлагается дифференцировать ставки арендной платы за земельные участки по Федеральным округам. «По нашему мнению, в документе полностью отсутствует принцип введения запрета необоснованных предпочтений», — отмечается в письме за подписью генерального директора Ассоциации «Аэропорт» Виктора Горбачева. Аэропортовое сообщество подчеркивает, что данный принцип был продекларирован в июле прошлого года заместителем Министра экономического развития РФ Маныловым И.Е в письме в аппарат Правительства РФ. В соответствии с данным принципом, размер арендной платы в отношении земельных участков, предназначенных для одинаковых видов деятельности — то есть, видов транспорта — не должен различаться. «Данный подход соответствует рекомендациям Международной организации гражданской авиации (ИКАО) «О недопущении дискриминации воздушного транспорта по отношению к другим видам транспорта, но, к сожалению, не находит понимания Минэкономики России на практике», — констатируют авторы письма.
Недифференцированный подход к размерам ставок, прописанный проектом Приказа, вызвал недоумение в Ассоциации. Да, формально размер ставок за аренду земельных участков для объектов гражданской авиации суммарно соответствует размеру действующих ставок для автомобильных дорог и железнодорожного транспорта. Однако, почему-то расчеты предлагается производить на один квадратный метр, в то время, как у авто- и железнодорожников расчеты производятся на один гектар. Получается, что для аэропортов сумма оплаты выше в десять тысяч раз!
Несмотря на кажущуюся справедливость — в прилагаемой к проекту пояснительной записке декларируется «принцип экономически приемлемого уровня арендной платы для арендатора» — на деле документ не учитывает многого. По мнению Ассоциации, предлагаемые в проекте Приказа расчеты приведут к ухудшению и без того критического положения финансово-экономического состояния аэропортов. В качестве аргументов, Виктор Горбачев приводит предварительные расчеты авторов документа: «По большинству аэропортов федерального значения кадастровая стоимость земельных участков необоснованно завышена, и предлагаемая арендная плата существенно ухудшит их экономическое состояние. Например, арендная плата за землю для ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» составит около 700 млн. руб., что, в итоге, ставит этого крупнейшего балансодержателя отрасли на грань банкротства… Для аэропорта «Внуково» предполагаемая арендная плата обойдется в 343 млн. руб., для аэропорта «Сочи» — в 247 млн. руб., для аэропорта «Краснодар» — в 48 млн. руб.».
«Создается впечатление, что разработчики проекта Приказа, декларируя на словах приверженность благим экономическим принципам, идут от этих принципов в прямо противоположном направлении, в том числе, и от курса протокольных поручений Председателя Правительства РФ В.В. Путина (протокол от 07.07.2010 г. №ВП-П9-37пр. «О строительстве и реконструкции аэропортов»), и первого заместителя Председателя Правительства РФ С.Б. Иванова (протокол от 09.02.2011 г. № СИ-П9-5пр. «О мерах по снижению стоимости авиаперевозок на внутренних авиарейсах»)», — недоумевают в Ассоциации «Аэропорт» ГА.
На федеральном правительственном уровне уже не единожды признавалось, что убыточная деятельность по приему и выпуску воздушных судов (аэродромные комплексы) 90% аэропортов не может служить источником поступлений в бюджет, так как она нуждается если не в дотациях, то хотя бы в льготах. В протоколе Председателя Правительства РФ В.В. Путина от 07.07.2010 г. «О строительстве и реконструкции аэропортов» прямо указано: «Минэкономразвития России (Э.С.Набиуллиной), Минтрансу России (И.Е.Левитину), Минфину России (А.Л.Кудрину), Росимуществу (Ю.А.Петрову) проработать вопрос о предоставлении льгот по налогам на землю и федеральное имущество аэродромной инфраструктуры и представить предложения в Правительство Российской Федерации». На этом фоне предлагаемые в проекте Приказа расчеты выглядят, как минимум, странно. «По существу, аэропортовая деятельность подвергается дискриминации по отношению к другим видам транспорта. Создается впечатление, что Минэкономразвития России не в курсе состояния 332 аэропортов Российской Федерации, износ основных фондов которых составляет 80%, и того, что авиационная подвижность самой огромной страны в мире — одна из самых низких в мире!», — говорится в письме Ассоциации.

Статья приведена в сокращении.

Posted in Без рубрики.