Технологии в авиа- и двигателестроении нужно развивать опережающими темпами — руководитель ОАО «Мотор Сич»

ИНТЕРФАКС-АВН, Запорожье (Украина). 3 июня.

Прогресс в самолетостроении и двигателестроении может быть обеспечен только в том случае если параллельно, а лучше опережающими темпами, будут развиваться технологии, считает президент, председатель Совета директоров ОАО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев.
«Технологии по производству композитов, производству новых материалов, повышению производительности труда, мотивации к труду, это проблемы, которые нужно решать сегодня в первостепенном порядке и в Украине, и в России. Мы обследовали сто процентов бывших станкостроительных заводов и заводов, связанных с инструментом и увидели, что в 95 процентах случаев они или стоят, или полностью развалены», — сказал В.Богуслаев журналистам в четверг на прошедшем в Запорожье заседании Межгосударственного координационного совета по сотрудничеству между Россией и Украиной в области авиадвигателестроения.
В качестве примера он привел Запорожский инструментальный завод имени Войкова, который во времена СССР был головным в отрасли. «Все директора этого завода становились руководителями Главков по инструментам в СССР. Сегодня инструментальная промышленность загублена напрочь, навсегда», — сказал В.Богуслаев.
Он сообщил, что украинские двигателестроители предложили своему правительству принять специальную государственную программу по развитию новых технологий. «Чтобы показать, что без этого невозможно, мы освоили у себя изготовление пяти и шести координатных станков. Сегодня ставим задачу выпуска восьмикоординатных станков. Такие станки это и есть технологии. Мы должны об этом думать и развивать именно это направление», — сказал В.Богуслаев.
Он отметил, что инструмент, который применяется на различных жаропрочных материалах, не годится для обработки полимерных материалов, которые в современных самолетах занимают до 20-30 процентов.
Важным направлением, по словам В.Богуслаева, является лазерная технология. «У нас сегодня более 10 тыс. деталей производится на лазерных установках. В прежние годы это был приоритет Советского Союза», — сказал он.
По словам В.Богуслаева есть еще целый ряд технологий, которые критически важны при создании современной авиационной техники и двигателей и которые надо развивать.
«Если в России и в Украине мы вместе не поднимем станкостроительную промышленность, то будем все время зависимы от зарубежных стран. Мы только вышли из-под эмбарго, попадем в новое. По технологиям эмбарго никогда не снимается. Самые последние разработки в Европе никто не продает. Нам продают не устаревшую, но стабильную продукцию, которой пользуется весь мир», — сказал В.Богуслаев.
Он отметил, что обнадеживающим является то, что вслед за Европой активно развивается станкостроение в азиатских странах — это Тайвань, Южная Корея, Япония. «Япония уже не главная по производству станков. Ее обходят Южная Корея и Тайвань и по качеству, и, самое главное, по цене — у них дешевле продукция», — сказал В.Богуслаев.
По его словам, главная причина того, что Воронежский завод не может делать больше пяти самолетов в год, а Киевский завод — больше двух именно в отсутствии новых технологий и современных станков. «Потому что у них нет технологий. На те гроши, копейки, которые они зарабатывают, можно купить с десяток станков, а нам на техперевооружение каждого предприятия нужны миллиарды», — сказал В.Богуслаев.
Он отметил, что одной из тем, которая обсуждалась на прошедшем в Запорожье совещании, был вопрос о станкостроении. «Мы вели речь о том, как поднять инструментальную промышленность, поднять станкостроительную промышленность и в России, и в Украине. Ведь деньги, которые зарабатываем, мы их вывозим, потому что вынуждены покупать станки в Германии, Австрии, Швейцарии, Японии, Южной Корее. Те самые, которые еще двадцать лет назад, делали сами», — сказал В.Богуслаев.
Отвечая на вопрос, каков экономический эффект от кооперации с российскими предприятиями, В.Богуслаев сказал, что он очевиден. «Если делать программу вдвоем, это значит в два раза быстрее и почти в два раза дешевле. Если делать втроем — это опять в два раза быстрее и в три раза дешевле. Почему мы говорим о скорости и о деньгах. Чем раньше мы выйдем на рынок, тем быстрее мы его завоюем. Во-вторых, на рынке действует правило — «цена-качество». Вот когда это соотношение соответствует представлению рынка, тогда этот продукт будет востребован рынком», — сказал В.Богуслаев.

Posted in СМИ о Нас.