Ан-140 для двоих

Елена Синицына

Украина может начать производить самолеты вместе с Казахстаном

«Коммерсантъ — Украина», 01.06.2011

Украина и Казахстан договариваются о совместном производстве региональных грузопассажирских самолетов Ан-140. Выпуск этих судов может быть организован на территории Казахстана — потребность страны в новых самолетах оценивается примерно в 100 машин. Внутренний рынок Казахстана достаточно мал для организации локального производства, считают эксперты, но он может использовать свои связи при продаже самолетов в соседние мусульманские государства.
Казахстан заинтересован в совместном с украинским ГП «Антонов» производстве самолетов для внутреннего рынка, заявил вчера заместитель министра иностранных дел Казахстана Амангельды Жумабаев. «Уже определена площадь сборки в городе Алма-Ата и создано предприятие. Сейчас решаются организационные вопросы, я думаю, что по этому поводу будет принято совместное межправительственное решение»,- процитировало чиновника агентство «РБК-Украина». Господин Жумабаев уточнил, что для внутренних рейсов Казахстану интересен региональный украинский самолет Ан-148.
Глава ГП «Антонов» Дмитрий Кива рассказал Ъ, что пока переговоры касаются регионального грузопассажирского самолета Ан-140 (способен перевозить 52 пассажира): «В Казахстане эксплуатируют много устаревших Ан-24 и Ан-26. Чтобы их заменить, стране нужен партнер по производству. Пока они остановились на «Антонове» и Ан-140″. По словам господина Кивы, потребность Казахстана в новых самолетах оценивается примерно в 100 машин. Для организации их производства в стране создали компанию AeroKaz. «Если мы подпишем лицензионное соглашение, Казахстан получит право на сборку на своей территории самолетов Ан-140, при этом агрегаты будут поставляться с харьковского завода (ХГАПП.-Ъ), а двигатели — с «Мотор Сич»»,- сообщил Дмитрий Кива.
Формат сотрудничества еще обсуждается и зависит от решений правительств двух стран, уточнил глава «Антонова». «Для внутренних нужд Казахстану было бы выгодно взять самолеты Ан-140, для международных перелетов — Ан-148»,- говорит председатель совета директоров «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев. По его словам, Казахстан также вел переговоры с бразильской Embraer: «Но запчасти, техобслуживание и сервис за океаном в этом случае не самый удобный вариант».
Ан-140 разрабатывался как замена устаревшим Ан-24 и Ан-26. Самолет предназначен для пассажирских и грузопассажирских перевозок на расстояние до 3700 км, его стоимость оценивается в $20-25 млн; производился на ХГАПП и российском «Авиакоре». Подобная казахскому варианту форма сотрудничества реализована в Иране — компания HESA на заводе в Исфахане производит по лицензии «Антонова» самолеты IrAn-140 Faraz. «Но производство в Иране нельзя назвать успешным. Планировалось, что в год там будет производиться около 12 машин, а в итоге выпускается всего 1-2,- говорит эксперт Центра политического и экономического анализа Ирина Кава.- Локальное производство не очень оправданно на маленьком рынке, которым является и Казахстан — крупнейший авиаперевозчик страны AirAstana имеет парк из 25 самолетов».
Вячеслав Богуслаев согласен с тем, что внутренний рынок Казахстана не очень большой. «Но Казахстан может использовать свои связи для продажи самолетов в соседние мусульманские государства»,- говорит господин Богуслаев. По его словам, руководство страны заинтересовано в развитии высоких технологий на своей территории: «Казахстан состоялся как аграрная страна, теперь ему нужно развиваться в других сферах. И у него есть на это средства».

Posted in Без рубрики.