Неоригинальные запчасти все популярнее

Алексей Синицкий

АТО

Одной из основных тенденций на глобальном рынке технического обслуживания и ремонта стал выход в сферу оказания услуг по ремонту производителями оригинального оборудования (OEM, original equipment manufacturers). Могущество этих производителей может заметно перекроить весь рынок технического обслуживания;  конкуренция между OEM-производителями и игроками рынка послепродажного обслуживания становится все сильнее.

Важной движущей силой этой конкурентной борьбы стало всеобщее стремление сократить расходы и, как следствие, постепенное распространение неоригинальных запасных частей, одобренных к применению авиационными регулирующими органами (PMA, parts manufacturer approval), в первую очередь Федеральной авиационной администрацией США (FAA). Теряя доходы на оригинальных запчастях, OEM-производители движутся в сторону услуг по ТОиР.

В классической, если можно так выразиться, модели рынка главным бизнесом OEM-производителей, как следует из их названия, был выпуск комплектующих изделий для авиационной техники, а дополнительным бизнесом — производство запчастей. Впрочем, в некоторых сегментах рынка, например в производстве авиадвигателей, сложилась такая ситуация, что новый двигатель продается по себестоимости (а в иных случаях — еще дешевле), а основной доход производитель получает за счет выпуска запчастей, необходимых для двигателя на протяжении его длительного жизненного цикла. Благодаря высокой стоимости оригинальных запчастей производители PMA получают возможность, не жертвуя качеством, предложить заметно более низкие цены. Установка таких деталей позволяет авиакомпаниям существенно снизить издержки на ТОиР, поскольку они дешевле оригинальных компонентов на 30–40%.  Понятно, что появление PMA-изделий, выпускаемых сторонними компаниями, подрывает все основы подобного бизнеса OEM-производителя.

А производство PMA продолжает расти. Консалтинговая компания AeroStrategy ожидает, что рынок PMA в 2011 г. испытает сильный рост на уровне около 15%, его объем к 2015 г. достигнет 665 млн долл., а рыночная доля — 3,4%. В прошлом году рост рынка PMA был существенно слабее: в 2010 г. он составил всего 4% по сравнению с 2009 г., объем рынка достиг 467 млн долл. Столь слабые темпы роста (ранее ожидалось, что они составят 7%) AeroStrategy объясняет большим количеством избыточных запчастей, оказавшихся на рынке в 2010 г. Суммарное потребление этих избыточных запчастей на рынке послепродажного обслуживания составило около 2,3 млрд долл., из них на детали двигателей пришлось 65%, на компоненты систем 30% и на элементы планера 5%. Доля рынка PMA-комплектующих в 2010 г. составила 2,4%; по сравнению с 2009 г. она увеличилась всего на 0,1 процентного пункта.

Производители PMA-запчастей предлагают свою продукцию по очень привлекательным ценам, и пока основным барьером на пути их гораздо более широкого применения остается позиция лизингодателей, которые, заботясь о поддержании по возможности более высокой остаточной рыночной стоимости своих самолетов, как правило, напрямую запрещают эксплуатантам в ходе проведения работ по ТОиР устанавливать на взятые в лизинг самолеты неоригинальные PMA-комплектующие. Тем не менее, как показывает анализ AeroStrategy, объем рынка альтернативных комплектующих продолжает уверенно расти, что оказывает серьезное влияние на весь рынок ТОиР.

Posted in Без рубрики.