23 года со дня первого полета Ту-155

Пресс-служба ОАО «Туполев», 13.04.11

15 апреля 1988 года с аэродрома ЖЛИиДБ  совершил  первый полёт Ту-155  под руководством лётчика-испытателя В. А. Севанькаева, при этом силовая установка самолёта работала на жидком водороде.

Так начались первые лётные испытания первого в мире экспериментального самолёта, работающего на  жидком водороде. Стоит отметить, что за несколько лет до этого считанные  минуты в воздухе работал на жидком водороде двигатель, установленный на самолёте В-58. Однако в этом случае  топливо подавалось в двигатель «по — ракетному», т.е. из бака, находящегося под высоким давлением, что для самолётных баков неприемлемо. Первый полёт экипажа  В.А. Севанькаева продолжался 21 минуту и был успешно завершен. В июне 1988 года также успешно закончилась вся программа испытаний на жидком водороде. После этого самолёт был переоборудован под использование сжиженного природного газа в качестве топлива, премьерный  полёт на котором состоялся 18 января 1989 года. Всего было выполнено более 70 полётов. Самолёт  демонстрировался в Ницце (Франция), Берлине (Германия), Праге (Чехия).

Испытания подтвердили возможность безопасной эксплуатации самолёта на криогенных топливах, для чего на самолёте было установлено около 30 новых систем. Не все они были в авиационном исполнении, однако все схемные решения были самолётными. В результате был разработан ряд проектов  туполевских самолётов, использовавших криогенные топлива (Ту-204К, ту-334К, Ту-136, Ту-144).

Внедрение самолётов, использующих криогенные топлива, решало ряд проблем:

— водород, как энергоноситель, практически исключал вредные выбросы в атмосферу (оставались только окислы азота), — продукт его сгорания — вода;

— благодаря большей почти в 3 раза, в сравнении с керосином,  энергия сгорания водород значительно улучшает лётно-технические характеристики;

— без водорода невозможно было летать на гиперзвуковых скоростях, а также создавать авиационно-космические системы;

— запасы водорода в природе практически неисчерпаемы, а его использование вписывается в природный круговорот воды.

Промежуточной ступенью при переходе от традиционного керосина к водороду должен был стать сжиженный природный газ. Он в несколько раз предпочтительнее керосина  в экологическом отношении, значительно дешевле, а запасы его в России достаточно велики.

Так под руководством двух выдающихся учёных и инженеров – Алексея Андреевича Туполева и Николая Дмитриевича Кузнецова была проведена работа, обеспечившая нашей стране прорыв в совершенно новую перспективную для авиации сферу.

Характерно, что  разработкой и постройкой  самолёта занималась молодая команда, средний  возраст которой  был значительно ниже 40 лет, что в СССР являлось огромной редкостью и техническим подвигом одновременно. В состав экипажа экспериментального Ту-155 вошли командир экипажа Владимир Севанькаев, второй пилот Андрей Талакин, борт — инженеры Юрий Кремлёв и Анатолий Криулин  и ведущий инженер – испытатель Валерий Архипов. Стоит отметить большой вклад в разработку Ту-155  В.А. Андреева, В.В. Малышева,  В.И. Солозобова и  В.Д. Борисова.

Руководство страны высоко оценило достижение туполевцев и всех, кто с ними работал. 15 участников работ стали лауреатами премии Правительства Российской Федерации, многие участники удостоены высоких званий и  правительственных наград.

Как отметил один из крупнейших американских инженеров Карл Бревер: «Русские совершили в авиации дело, соразмерное полёту первого спутника Земли!»

Posted in Без рубрики.