Полет без остановки // Возможна ли дозаправка в воздухе пассажирских самолетов

Наталия Славина

Российская газета

Ученые ЦАГИ разработали программный комплекс моделирования дозаправки в полете магистральных самолетов.

Сегодня для пассажирских «тяжеловесов», таких как, скажем, «Боинг-777» или А340, и 10 тысяч километров не предел. А гигант А-380 в состоянии без промежуточной посадки доставить почти шестьсот человек даже на 15 тысяч км. Но какой ценой достается этот комфорт? Подсчитано: на каждый килограмм топлива, необходимый для полета на большую дальность, нужно брать еще 1 кг, чтобы его довезти. Другими словами, если в баки заправлено 100 тонн топлива, то 50 тонн — это плата за беспосадочный полет.

Ученые считают, что возможность дозаправки пассажирских лайнеров в полете при больших расстояниях позволит использовать более легкие и дешевые самолеты, уменьшить загрязнение атмосферы продуктами сгорания топлива. А заодно и снизить шум в районе аэропортов. Плюс ко всему не такими «горячими» будут расходы на топливо, аэропортовые сборы, техническое обслуживание и ремонт.

Так, по оценкам специалистов, если заменить дорогие дальние авиалайнеры на более дешевые средней дальности, то к 2028 году экономия в стоимости мирового авиапарка может составить 350-400 млрд долларов. При этом не менее чем на 40 миллионов тонн в год уменьшится расход «горючки», резко упадут — на 100 миллионов тонн! — выбросы в атмосферу. Исследования показали: снижение расчетной дальности, скажем, для A-380 до 8 тысяч километров приведет к снижению его веса и стоимости в полтора раза.

Что и говорить, цифры впечатляют. Правда, возникает вопрос: насколько все это безопасно? Все-таки одно дело, когда в воздухе закачивают горючкой бомбардировщик, и совсем другое -самолет с пассажирами. К тому же маневр дозаправки остается очень сложным.

По мнению исследователей, задачу можно решить через создание автоматической системы управления процессом. На роль заправщика для самолета таких размеров, как тот же А380, подошел бы отечественный Ил-78. В частности, математики ЦАГИ смоделировали сближение самолетов Ил-78 и Ан-124.

Есть тут, конечно, и еще один аспект, с которым нельзя не считаться. С 2012 года действие системы квотирования выбросов в окружающую среду будет распространяться и на деятельность авиакомпаний. А это значит, перевозчики должны будут приобретать сертификаты на каждую тонну «выхлопов». Прогноз некоторых экспертов: тем, у кого большая маршрутная сеть, придется выплачивать девятизначные суммы в евро только за выбросы в атмосферу.

Подтолкнет ли подобная перспектива внедрение технологии дозаправки в практику авиаперевозок? Трудно сказать. По крайней мере большинство авторитетных пилотов, с которыми говорил корреспондент «РГ», настроены весьма скептически.

Вместе с тем ученые отмечают: над нашей территорией проходит большинство авиатрасс, связывающих Европу и Юго-Восточную Азию. Оснащенные системой дозаправки, средние магистральные самолеты Ту-204 и перспективный самолет МС-21 были бы на этих авиалиниях вне конкуренции. То же можно сказать и о авиаперевозках на линиях США — Юго-Восточная Азия.

Специалисты считают, что разработанные под технологию полетов с дозаправкой в воздухе самолеты средней дальности в полном смысле станут «прорывным продуктом» на мировом авиарынке. Более того, дозаправка «сыграет на руку» и для сверхзвукового пассажирского самолета 2-го поколения: взлетная масса может быть снижена с 400 до 140 тонн, а это, по мнению ученых, решает ключевые проблемы проекта.

Словом, пока эта идея вызывает много вопросов и даже скепсиса, и прежде всего у самих летчиков. Но, как это нередко бывает, ситуация может измениться, и идея в том или ином варианте станет востребованной. На такой спрос в портфеле науки уже есть готовый ответ: модель, созданная математиками ЦАГИ.

Точка зрения

Рубен Есаян, заслуженный летчик-испытатель, Герой России:

— Я считаю, что это не нужно. Во-первых, это небезопасно. А во-вторых, нет такой крайней необходимости с пассажирами на борту выполнять дозаправку в воздухе. Вы себе представьте картину: в точке, где это все должно происходить, надо держать танкер в воздухе. Который тоже будет иметь расход горючего. Он будет ждать, когда подойдет пассажирский самолет, в этом намеченном районе может быть и облачность, и обледенение, и все что угодно. Смысл? Все это сложно. На близком расстоянии — большие самолеты, нужно обучить экипажи гражданских пилотов… Если бы это было так актуально, то наверняка давно бы все придумали. Но почему-то пока придумывают большие самолеты, которые имеют большую дальность без дозаправки.

Posted in Без рубрики.