Совладельцы Внуково ищут место в Шереметьево // Они внесут свою долю в объединенную компанию

Александр Панченко

Коммерсантъ

«Ъ» стали известны подробности предстоящего слияния Шереметьево и Внуково. Частные акционеры Внуково согласились внести в объединенную компанию свой блокпакет акций ОАО «Аэропорт Внуково» и рассчитывают получить место в ее совете директоров. Однако третий терминал аэропорта Внуково, который контролируется частными инвесторами, останется за пределами сделки, впрочем, как грузовые и бизнес-терминалы аэропортов.

Частные инвесторы Внуково готовы принять участие в слиянии аэропорта с государственным Шереметьево, внеся в объединенную компанию 25% акций ОАО «Аэропорт Внуково». Об этом «Ъ» заявил председатель совета директоров ОАО «Международный аэропорт Внуково» и совладелец ОАО «Аэропорт Внуково» Виталий Ванцев. Он пояснил, что предварительная концепция предполагает слияние ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», ОАО «Терминал» (управляет терминалом D в Шереметьево) и терминалов ОАО «Аэропорт Внуково». Объединенная компания будет управлять четырьмя терминалами в Шереметьево и двумя во Внуково.

Грузовые и бизнес-терминалы аэропортов в объединенную компанию не войдут, за пределами слияния останется и ОАО «Международный аэропорт Внуково», владеющее терминалом B (на 25% принадлежит правительству Москвы, на 75% — «Внуково-инвест», совладельцем которого является Виталий Ванцев). «Это небольшой терминал на 4 млн пассажиров, специализирующийся на выполнении чартерных рейсов,— пояснил господин Ванцев.— Нас никто не просил включать его в программу слияния, да и особого смысла в этом нет: существенно нашу долю в объединенной компании он не увеличил бы».

Виталий Ванцев полагает, что юридическое объединение можно провести за три-четыре месяца. «Сложнее и дольше будет происходить производственное и технологическое объединение, которое может занять около года»,— добавляет он. Вице-премьер Сергей Иванов, которого цитирует «Интерфакс», вчера говорил, что федеральный бюджет «в течение года» найдет 40-50 млрд руб., которые государство намерено выплатить Москве в качестве компенсации за средства, потраченные на развитие «внуковского терминала». Речь идет о новом пассажирском терминале А, на который, по словам Виталия Ванцева, частные владельцы потратили 10 млрд руб., а город — 28 млрд руб. Телефон пресс-службы мэра Москвы Сергея Собянина вчера не отвечал.

В правительстве полагают, что после слияния объединенная компания получит инструменты для «более эффективного управления воздушным движением и разведением потоков и рейсов». Сергей Иванов поясняет, что Шереметьево может взять на себя «большегрузные и дальние направления», а Внуково — южные и в целом среднемагистральные рейсы по России. Виталий Ванцев считает возможным и снижение стоимости обслуживания авиакомпаний в терминалах Внуково и Шереметьево за счет объединения ряда служб аэропортов (юридических, коммерческих и корпоративных) и соответствующего сокращения операционных расходов.

Однако Андрей Рожков из ИФК «Метрополь» сомневается, что государству удастся добиться хотя бы минимальной оптимизации коммерческих и административных ресурсов. «Это под силу частному собственнику, государство уже многократно доказывало свою слабость в подобных начинаниях»,— говорит он. Аналитик подчеркивает, что географическая удаленность аэропортов будет серьезно препятствовать координации их работы. Единственный смысл слияния аналитик видит в свете приватизации: «Очевидно, объединенный аэропорт будет оцениваться выше каждого по отдельности»,— полагает он. Вице-премьер Иванов вчера заявил, что приватизация объединенной компании может состояться сразу после слияния и принести государству «сотни миллиардов рублей».

Глава Infomost Борис Рыбак считает, что наибольшие сложности при объединении возникнут при решении финансовых вопросов. «Вызывают опасения сложности при оценке аэропортов и неопределенность долговой нагрузки активов»,— говорит эксперт, полагая, что это станет камнем преткновения в распределении долей в объединенной компании. Государство же, предлагая оплатить Москве деньги, вложенные в развитие Внуково, по сути, спасает аэропорт, отмечает Борис Рыбак. Он поясняет, что, имея годовую выручку в $50 млн и чистую прибыль в $7 млн, Внуково не смогло бы вернуть городу те затраты, которые были вложены в строительство нового терминала и другой аэропортовой инфраструктуры.

Posted in Без рубрики.