Минпромторговли объявило о проекте «Самолет-2020»

Юрий Пономарев

Жуковские вести

В новую госпрограмму будут включены разделы по военной и гражданской авиации

На волне предстоящих думских и президентских выборов под руководством Минпромторговли в ведущих НИИ авиапромышленности (ЦАГИ, ЦИАМ, ВИАМ, ГосНИИАС и др.)разрабатывается новая стратегия развития отрасли – Государственная программа развития авиации на период с 2012 г. по 2025 г. (ГП-2025). В новую госпрограмму будут включены разделы по военной и гражданской авиации. Разрабатываемый документ «поглотит» все ранее принятые федеральные целевые программы и подпрограммы в области авиации и будет иметь статус главного планового документа. Согласно отрывочным данным, со стратегическими проектами в области гражданского авиастроения отрасль уже почти определилась. 15 апреля ГП-2025 будет внесена в правительство на рассмотрение.

Перед разработчиками ГП-2025 стоит серьезная проблема – отсутствие научно-технического задела (НТЗ), необходимого для создания перспективных летательных аппаратов (ЛА) военного и гражданского назначения. Причина отсутствия НТЗ проста: не было должного финансирования на протяжении длительного времени. Судя по сведениям неофициального характера, финансирование создания НТЗ для осуществления ГП-2025 будет осуществляться по отдельной подпрограмме «Национальный план развития науки и технологий в авиастроении».

Одним из пунктов новой госпрограммы предусматривается финансирование проекта «Самолет-2020». В текущем году планируется направить из госбюджета на «Самолет-2020» 120 млн руб. на маркетинговые исследования, которые будут проводиться привлечением зарубежных экспертов. Всего же в 2011 г. на предпроектные исследования в рамках нового проекта планируется потратить около 220 млн руб. По словам Ю.Слюсаря, на этапе предпроектных исследований «предстоит определить готова ли отрасль самостоятельно или в кооперации с зарубежными партнерами обеспечить необходимый уровень технического совершенства, который позволит сделать по-настоящему прорывную машину».

В 2011 г. на этапе предпроектных исследований специалистам ЦАГИ и НИИ отрасли предстоит определить технологическую базу, необходимую для осуществления проекта «Самолет-2020». Необходимо также определиться с необходимые новациями при создании перспективного самолета, провести математическое моделирование и оценку влияния новаций на летно-технические характеристики воздушного судна и др.

Прежде всего в рамках предпроектных исследований планируется изучить, что же стоит разрабатывать: сверхзвуковой пассажирский самолет, дальнемагистральный широкофюзеляжный авиалайнер, широкофюзеляжный авиалайнер с ограниченной дальностью, тяжелый транспортный самолет или беспилотный самолет. Однако уже известно, что это будет воздушное судно гражданского назначения.

Следует отметить, что предыдущие программы – в области гражданской авиатехники ФЦП-2015 и военной – ГПВ-2015 – базировались на имеющемся НТЗ, который в основном существовал на момент принятия обеих программ. Например, ФЦП-2015 во многом была ориентирована на модернизацию созданных авиалайнеров и вертолетов, а также на завершение разработки и развертывание серийного производства ЛА, создание которых началось еще в годы СССР. Обе программы в полном объеме не были выполнены. По ряду направлений обе программы были провалены из-за отсутствия политической воли, средств, оттока специалистов из отрасли и др. В частности, в области гражданского самолетостроения из-за отсутствия ресурсов пришлось отказаться от разработки регионального авиалайнера Ту-324 и транспортного самолета Ту-330.

Как будет реализовываться ГП-2025 – это вопрос вопросов. Главным «подводным камнем» на пути осуществления ГП-2025 станет непрекращающийся процесс деградации научно-технических кадров в отрасли.

Posted in Без рубрики.