Коммерсантъ(Воронеж) № 124 (4422), 13 июля 2010 Елена Синицына, Андрей Леденев, Алексей Екимовский

Россия выходит на замену. У Ан-148 может появиться альтернативный двигатель

Россия предложила авиаконцерну «Антонов» заменить двигатели самолета Ан-148, который собирается в Воронеже, с Д-436-148 запорожской «Мотор Сич» на SaM146 производства российского «Сатурна» и французской Snecma. Модель Ан-148 может иметь альтернативный двигатель, но SaM146, который предназначался для регионального лайнера SSJ, не сертифицирован для украинского самолета и до сих пор не запущен в серийное производство.
Россия предложила Украине рассмотреть вопрос замены запорожского двигателя Д-436-148 на самолетах Ан-148 двигателем SaM146 производства российского НПО «Сатурн» и французской Snecma. Как утверждают источники „Ъ“, этот вопрос обсуждался на недавнем заседании совместной российско-украинской рабочей группы по вопросам сотрудничества в авиапромышленности. «На заседании рассматривался вопрос интеграции авиастроительных комплексов двух стран. Предложение российской стороны о замене двигателей также было внесено в протокол заседания», – подтвердил один из его участников.
В «Антонове» этот вопрос не смогли прокомментировать. «Я слышал об инициативе. Но пока это только разговоры. Этот двигатель не имеет даже сертификации», – заявил „Ъ“ председатель совета директоров «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев. Тем не менее Украина готова провести для РФ сравнение характеристик двух двигателей, заявили в «Мотор Сич» агентству «Интерфакс-Украина»: «Надежность и топливная экономичность Д-436-148 подтверждены в ходе эксплуатации самолета, тогда как характеристики SaМ-146 еще только заявлены». Представитель Объединенной двигателестроительной корпорации (в нее входит «Сатурн») отказался от комментариев. «Возможность устанавливать на самолет Ан-148, кроме двигателей Д-436-148 запорожской „Мотор Сич“, двигатели других производителей, в том числе SaM146 российского „Сатурна“ и французской Snecma, может расширить рынок сбыта в странах Запада», – заявил источник в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). По его словам, инициатива заменить двигатели на Ан-148 исходит не от ОАК, а от российских двигателестроителей. «Двигатель SaM146 имеет сертификацию в странах ЕС, которой пока нет у украинского Д-436-148», – отметил представитель корпорации.
Ан-148 предполагает вариант использования альтернативного двигателя – это возможно и конструкционно, и технически, отмечают в «Антонове». «Наличие альтернативного двигателя – распространенная практика. Так, популярный Airbus A320 рассчитан как для двигателя CFM56, так и для V2500. Это позволяет заказчику самому выбирать подходящий ему вариант самолета, учитывая уже существующий авиапарк», – говорит директор Центра политического и экономического анализа Александр Кава. Но замена двигателя потребует проведения дополнительных работ, сертификации и затрат, говорят в «Антонове».
Участники заседания не исключают того, что вопрос с двигателями может быть одним из условий России при объединении с украинским авиапромом. «Скорее всего, это лобби российских двигателестроителей, которые много вложили в разработку этого двигателя, но не могут запустить его в серийное производство из-за сложностей с запуском SSJ», – говорит Александр Кава. Двигатель SaM146 компании PowerJet (СП НПО «Сатурн» и французской Snecma) предназначен для регионального самолета SSJ 100, разработка которого начата в 2001 году. Но из-за неготовности SaM146 поставки SSJ 100 для стартовых заказчиков неоднократно откладывались.
Для «Мотор Сич» поставки двигателей для Ан-148 занимают существенную часть доходов, говорят эксперты. «На этот год заявлено строительство 13 Ан-148, а это около $55 млн, или 9% от ожидаемой выручки компании», – говорит независимый финансовый консультант Инна Перепелица. По ее словам, обычно двигатели занимают до 20-30% от общей стоимости самолета. Каталожная стоимость Ан-148 в разных модификациях составляет $22-25 млн. Стоимость SSJ – $23,4-28,9 млн.

Ан-148 – региональный реактивный пассажирский самолет нового поколения, предназначенный для перевозки 68-85 пассажиров на расстояние 2000-4400 км. Самолет оснащен двигателем Д-436-148 разработки ГП «Ивченко-Прогресс», выпускается в «Мотор Сич». В России Ан-148 собирается в ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество». Лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко» оценивает портфель заказов на самолеты Ан-148/158/168 до 2025 года приблизительно в 130 машин.

Posted in СМИ о Нас.