24.06.2008 Виктор Чуйко: «Потребность российского двигателестроения и агрегатостроения оценивается почти в 30 тысяч человек»

Отраслям двигателестроения и агрегатостроения в России требуются почти 9 тысяч специалистов с высшим образованием и более 20 тысяч рабочих. Об этом сообщил президент Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД) Виктор Чуйко. Это заявление он сделал на совещании руководителей по персоналу предприятий, которые входят в АССАД. ОАО «Мотор Сич» на совещании представлял директор по персоналу Олимпий Покатов.

Главной целью совещания Чуйко назвал поиск оптимальных путей решения задач и разработку предложений, которые помогли бы совершенствовать уровень подготовки и сохранения кадров на предприятиях отрасли. «Затем нужно донести свои предложения и свою озабоченность до тех инстанций государственной и местной власти, от которых зависит принятие решений», — сказал В.Чуйко. Кадровые проблемы, отметил он, многоплановы. Их решение связано с профессиональной ориентацией школьников, совершенствованием системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров в вузах, на предприятиях, проблемами закрепления кадров на предприятиях. «Это — и повышение уровня образования в учебных заведениях высшего, среднего, начального профессионального образования. Это — включение экономических рычагов в стимулирование работы предприятий с кадрами, повышение престижа рабочих и инженерных специальностей и многое другое», — сказал В.Чуйко.
Он отметил, что часть вопросов требуют решения на федеральном уровне, часть — на региональном, часть — на ведомственном. И многое зависит от самих предприятий.

«Например, Министерство образования и науки России каждый год получает из бюджета десятки миллиардов рублей. А предприятия, которые готовят кадры, зачастую из чистой прибыли оплачивают этот процесс, то есть, даже не включают данные расходы в себестоимость продукции. Это — просто парадокс. И это тоже один из вопросов, которые надо рассмотреть и, если целесообразно, обратиться в правительство», — отметил В.Чуйко.
Он подчеркнул, что «конкурентоспособный продукт могут создать только конкурентоспособные специалисты». По словам В.Чуйко, начало позитивных изменений в российской экономике, в частности в двигателе- и авиастроении, «высветило кадровую проблему как одну из важнейших».

Между тем, продолжил он, проблема эта не решается. «Создается впечатление, что национальные проекты — сами по себе, вузы — сами по себе, промышленные предприятия тоже что-то делают сами по себе. Государство выделяет большие средства на осуществление этих проектов, а конкурентоспособные специалисты на предприятия не поступают в необходимых количествах и надлежащего качества», — сказал В.Чуйко.

По его мнению, кадровым проблемам уделяется внимание и на федеральном, и на региональном уровнях, и на предприятиях. «А вот увязки этого процесса нет, — продолжил В.Чуйко. — Никто не оценивает эффективность использования больших бюджетных средств, направляемых на подготовку кадров. После завершения учебных заведений выпускники предоставлены сами себе и часто идут работать туда, где не могут использовать полученные знания». Отметив, что в отрасли «отсутствует элементарная контрактная система», В.Чуйко подчеркнул, что «этот вопрос надо закрепить на законодательном уровне». «Тем более, что масса выпускников ищут работу. Договор был бы полезен не только для предприятий, которые платят средства, для государства, которое выделяет финансовые средства, но и для самих выпускников», — сказал В.Чуйко.

В свою очередь, генеральный директор ФГУП «ММПП «Салют» Юрий Елисеев заявил, что проблему нехватки рабочих кадров на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК) нужно решать за счет активного привлечения в столичные профтехучилища молодежи из других регионов. «Надо привлекать молодых людей с периферии, особенно оттуда, где есть филиалы наших производств», — сказал Ю.Елисеев, выступая на совещании.

Он отметил, что Москва — один из тех российских городов, «где система профессионального технического образования на достаточно высоком уровне и где можно готовить специалистов самой высокой квалификации». Ю.Елисеев также подчеркнул, что на его предприятии прорабатываются проекты создания в российской глубинке небольших цехов, которые бы производили несложные детали агрегатов, изготавливаемых на «Салюте». «Это способствовало бы и решению наших проблем, и закреплению людей на земле, в крестьянских хозяйствах, которые сейчас влачат жалкое существование», — сказал Ю.Елисеев. Он отметил, что на «Салюте» сейчас началось снижение количества работников, которое, начиная с 1997 года, стабильно росло, увеличившись с 4 тыс. до 14 тыс. человек. Затем предприятие, по словам гендиректора, «оказалось в тяжелом нокдауне», в частности из-за трудностей с выполнением экспортных заказов, на которые приходится около 80% продукции «Салюта». «Сильно упал курс доллара, существенно растут цены на никелевые сплавы», — отметил Ю.Елисеев.

В то же время он выразил надежду, что кадровые проблемы удастся решить, в том числе за счет мер социального характера: предоставления выгодных кредитов на покупку жилья и ряда других, чему на «Салюте» уделяется много внимания.

Ю.Елисеев также обратил внимание, что в совещании принимают участие представители компании «Мотор Сич» и других украинских предприятий. «Несмотря на самые сложные периоды взаимоотношений между Россией и Украиной, в наших взаимоотношениях с коллегами никогда не было проблем», — подчеркнул Ю.Елисеев. Он отметил, что «Салют» сегодня работает с украинскими ОАО «Мотор Сич» и ГП «Ивченко-Прогресс» «по четырем крупным проектам». «И это далеко не «крайние» проекты», — сказал Ю.Елисеев.

P.S ОАО «Мотор Сич» уже не первый год занимается подготовкой специалистов для двигателестроения и смежных отраслей на базе Запорожского национального технического университета. Такой подход, по словам Председателя Совета директоров Вячеслава Богуслаева, повышает приток молодых кадров с новаторским мышлением в производство.

Кстати, большое внимание воспитанию молодых специалистов для двигателестроения было уделено на прошедшей в начале мая 2008 года Международной научно-практической конференции «Молодежь в авиации» в пансионате «Горизонт» в Алуште. Эта конференция, инициированная ОАО «Мотор Сич», прошла уже во второй раз, и собрала рекордное количество участников, как из технических вузов России, Украины и Белоруссии, так и предприятий авиационной отрасли. Молодые специалисты обменивались опытом, делали научные доклады, многие из которых удостоились самых высоких оценок профессионалов.

Предлагаем ознакомиться с презентацией на тему: «КАДРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОМ ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИИ»

Пресс-служба Представительства ОАО «Мотор Сич» в г. Москве по материалам ИА «Интерфакс»

Posted in Новости компании.