21.04.2008 ОАО «Мотор Сич»: от золота юбилейного салона «Двигатели-2008» к созданию перспективного двигателя для МС-21

Юбилейный международный салон «Двигатели-2008», прошедший во Всероссийском выставочном центре стал одним из ключевых событий в авиастроении и позволил производителям двигателей еще раз беспристрастно взглянуть на свои достижения и достижения коллег со стороны. Этот масштабный форум показал, что дальнейшее развитие отечественного двигателестроения, а тем более ускорение этого развития, невозможно без интеграции всех участников сегодняшней кооперации. Об этом неоднократно заявлял Председатель Совета директоров ОАО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев, и Президент АССАД Виктор Чуйко. Кстати сказать, стенд запорожского предприятия в этом году заслуженно завоевал золото. Это признали и коллеги ОАО «Мотор Сич» и чиновники, принявшие участие в открытии Форума и осмотре выставочных стендов.

«Наше дальнейшее развитие возможно только вместе», — это стало главным лейтмотивом выступлений генерального директора ОАО «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева на Международном салоне «Двигатели-2008» и одновременно главным посылом, адресованным коллегам-кооперантам.

По его словам: «На выставке мы можем не только посмотреть достижения других и показать свои, но и имеем возможность оценить свои действия в выбранном направлении». О значительности Салона, по его мнению, говорит не только присутствие первых лиц предприятий и специалистов-представителей различных школ двигателестроительной отрасли, но и значительное количество студентов. А это подтверждает то, что интерес к отрасли сохраняется и она имеет потенциал для дальнейшего своего развития. Целесообразность и плодотворность совместной работы В. Богуслаев подтвердил тем, что ряд из представленных на выставке изделий созданы в кооперации именно с российскими предприятиями. В числе многих из них он отметил московский завод «Салют», Уфимский моторостроительный завод, ОКБ завода «Климова» (г. Санкт-Петербург), а также большинство агрегатных ОКБ России. Подтверждением этого, по мнению В. Богуслаева «…является представленный в экспозиции ОАО «Мотор Сич» авиационный двигатель Д-436-148, который символизирует возможности предприятий России и Украины совместно, с минимальными затратами очень быстро разрабатывать и производить такие изделия». Он отметил, что была поставлена задача быстро создать двигатель для самолетов Бе-200, Ан-148 и Ту-334 и эта задача была решена в короткие сроки.

На базе Д-436-148 был разработан двигатель с тягой 12 т для самолета МС-21, предназначенного для замены самолета Ту-154. По словам В. Богуслаева, «По темпам создания этого двигателя мы вне конкуренции. Мы готовы создать и сертифицировать его уже к 2011-2012 гг., при том, что самолет МС-21 планируется создать к 2015 г.». Первая презентация нового двигателя уже состоялась и может рассматриваться как подтверждение решимости его создателей выполнить свои обещания. При этом он отметил совершенно новый качественный уровень проектирования и изготовления подобных двигателей.

В качестве другого примера плодотворного сотрудничества с Россией В. Богуслаев отметил разработку широкохордной вентиляторной лопатки, созданной с использованием новых разработок московского Центрального института авиационных материалов (ЦИАМ). Макет лопатки, предназначенной для использования в двигателях будущего, представлена на стенде ОАО «Мотор Сич». Как сказал Вячеслав Богуслаев, «мы хотим показать всему миру, что эта разработка ничем не уступает зарубежным аналогам, которые нам предлагаются».

В экспозиции ОАО «Мотор Сич», площадь которой в 3 раза превышает этот показатель последнего салона, генеральный директор отметил два двигателя пятого поколения. В прошлом году был получен сертификат типа на новый турбовальный двигатель ТВЗ-117ВМА-СБМ1В, который предназначен для российских вертолетов. Благодаря ему, могут быть повышены на 2 км и 1,5 т высота полета и грузоподъемность машин соответственно, но главное — при работе в условиях высоких температур двигатель не теряет своей мощности. Второй двигатель (АИ-450, ОКБ «Прогресс») пятого поколения небольшой мощности в СССР ранее вообще не производился и предлагается для вертолетов типа Ми-2, Ка-226, «Ансат» и др. 4-6 местных машин. По словам В. Богуслаева, «Мы активно развиваем это направление и ставим цель занять нишу в производстве двигателей мощностью 500-1000 л.с. для вертолетов и самолетов деловой авиации, на долю которых сегодня приходится более 60% всей авиации в мире».

Наряду с небольшим двигателем 1500 л.с., который может быть использован на самолетах типа Ан-38 вместимостью до 25 пассажиров, в экспозиции «Мотор Сич» был представлен большой ряд товаров гражданского назначения, которые также создаются с использованием высоких технологий.

Перспектива: двигатель для МС-21
На пресс-конференции, состоявшейся на стенде ОАО «Мотор Сич», были оглашены детали российско-украинского проекта по созданию двигателя для самолета нового поколения МС-21. О них рассказал президент совместного российско-украинского ЗАО «Владимир Климов — Мотор Сич» Анатолий Ситнов.

По его словам, в марте состоялось совещание представителей ряда двигателестроительных компаний Украины и России, на котором принято решении о совместном создании аванпроекта будущего двигателя. Разработчики двигателя намерены участвовать в предстоящем в этом году тендере Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) на разработку двигателя для МС-21.

«С этим предложением мы уже обратились к министру Виктору Христенко и президенту ОАК Алексею Федорову», — сообщил А.Ситнов. В числе участников кооперации московский завод «Салют», АМНТК «Союз», запорожские ОАО «Мотор Сич» и КБ «Ивченко-Прогресс». Головным предприятием кооперации выбран «Салют», отметил Ситнов.

Он также сообщил, что главкому ВВС Александру Зелину было «предложено использовать создаваемый двигатель под новое семейство самолетов Ту-330 и Ту-324».

По словам Ситнова, вторым участником тендера ОАК по двигателю для перспективного российского ближне- и среднемагистрального самолета может стать кооперация на базе пермских предприятий двигателестроения.

Предлагаем Вашему вниманию эксклюзивный фоторепортаж с Салона «Двигатели-2008» Андрея Артамонова

Posted in Новости компании.