26.03.2008 В Москве прошло итоговое собрание членов ассоциации «Союз авиационного двигателестроения»: результаты 2007 года обнадеживают

25 марта в Москве состоялось итоговое собрание членов ассоциации «Союз авиационного двигателестроения», в котором принял участие член правления этой международной организации, председатель Совета директоров ОАО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев.

Глава ассоциации Виктор Чуйко, подводя итоги деятельности за 2007 год, заявил: «Авиационная промышленность по-прежнему остается самой крупной среди отраслей оборонно-промышленного комплекса России. Она обеспечивает интересы обороны и безопасности, развития экономики страны». В подтверждение его словам красноречивые цифры: на отечественную авиационную промышленность приходится почти 40% объема производства всего оборонно-промышленного комплекса, более 43% — его военной продукции и около половины от экспорта военно-технической продукции. Причем, в кадровом выражении, в отрасли задействована примерно четверть от общего числа работников, задействованных в ОПК.
Впрочем, впечатляющие масштабы авиационного и двигателестроительного хозяйства не могут не требовать пристального государственного внимания и поддержки. Именно для выявления болевых точек авиационной промышленности и развязывания «гордиевых узлов» в ее развитии и была создана Объединенная авиастроительная корпорация, призванная консолидировать усилия государства в этом направлении. В 2007 году, как говорится в итоговом отчете АССАД, были подведены итоги первого года ее работы. Так, ОАК выполнила анализ потребностей рынка в части гражданских самолетов, изучила возможности предприятий. По результатам анализа сделан вывод о необходимости технологического переоснащения отрасли и совершенствовании системы подготовки инженерно-технического персонала и квалифицированных рабочих. В связи с этим подготовлен проект программы технического перевооружения предприятий, проведен анализ кадровых проблем отрасли.

Вместе с тем, сама по себе оценка состояния дел в отрасли не может решить стоящие перед ней проблемы. Понимает это и государство, и профессиональное сообщество. Последнее полагает, что главной нерешенной проблемой в двигателестроении остается отсутствие четкой программы создания и изготовления двигателей на долгосрочную перспективу. А без такого четкого плана действий сложно рассматривать другие вопросы, связанные с интеграцией и развитием отрасли. Отчасти недостаток плана действий призвана снять разработанная и направленная в Министерство промышленности и энергетики РФ «Стратегия развития газотурбинного двигателестроения Российской Федерации на 2008-2015 годы и на период до 2025 года». Этот документ, а также «Концепция Федеральной целевой программы «Развитие газотурбостроения в авиационной промышленности на период до 2025 года» предусматривают широкий комплекс мер, способствующих решению накопившихся проблем. Вопрос – в сроках разработки и утверждения этой концепции на государственном уровне.

Главные из предлагаемых мер: государственная поддержка создания базовых двигателей нового поколения, формирование организационной системы, способной работать в новых экономических условиях, модернизация производства, конструкторского и научно-исследовательского потенциала, внесение изменений в законодательство.


Другой насущной проблемой, выдвигающейся сегодня на передний план, является недостаток квалифицированных рабочих и инженерных кадров. По этому поводу генеральная дирекция АССАД наметила проведение совещания руководителей по персоналу предприятий, входящих в ассоциацию, во II квартале 2008 года для разработки мер по решению кадрового вопроса. Тем более, что положительный опыт избавления от «кадрового голода» у некоторых предприятий есть. Скажем, на «Мотор Сич», невзирая на отсутствие поддержки, всегда понимали первостепенную важность кадров, и собственными силами создали систему подготовки высококвалифицированных работников для предприятия, что, разумеется, не может не отражаться на экономических и производственных успехах. Если судить только по техническим результатам работы (опытно-конструкторские мероприятия) ОАО «Мотор Сич» за 2007, представленным в итоговом отчете АССАД, предприятию есть чем гордиться.

По двигателю АИ-222-25 обеспечено изготовление закрепленных по кооперации сборочных единиц и деталей для опытных и первых поставочных двигателей. Изготовлена и передана на ГП «Ивченко-Прогресс» матчасть для форсажной модификации двигателя.

Завершены в полном объеме работы по созданию и сертификации двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1В и получены:
— Сертификат типа Авиарегистра МАК № СТ267-АМД от 5 сентября 2007 года;
— Дополнение к сертификату типа № СТ267-АМД/Д-01 от 16 января 2008 года.

По двигателю Д-436-148 завершена сертификация и ГП ЗМКБ «Прогресс» получено Дополнение к сертификату типа № СТ-194-АМД/Д03.

По двигателю Д-36 продолжаются совместно с ФГУП «ЦИАМ» работы по малошумному высокоэффективному безполочному вентилятору.
Проведены испытания ГТП ГТЭ-МС-2,5Д для ПАЭС-2500 на двойном топливе (газообразном и жидком с автоматическим переходом с одного топлива на другое, без останова ГТП). Совместно с разработчиками выполнен ряд работ по обеспечению увеличения ресурсов и сроков службы ПКИ.

Большое внимание на запорожском заводе уделяют деятельности Межгосударственного координационного совета (МКС) по сотрудничеству между Россией и Украиной в области авиационного двигателестроения. В 2007 году, согласно отчету АССАД, прошло три крупных заседания МКС, результат обсуждения на которых лег в основу реализации крупных кооперационных проектов. Напомним, одно из заседаний (двадцать четвертое) прошло непосредственно на ОАО «Мотор Сич» в Запорожье 5 июня 2007 года. Помимо технических вопросов текущих совместных с российскими предприятиями проектов было решено подготовить проекты новых российско-украинских межправительственных Соглашений о сотрудничестве, а также об обеспечении комплектации пятидесяти самолётов Ан-148 двигателями Д-436-148 по кооперации между ОАО «Мотор Сич», ФГУП ММПП «Салют» и ОАО «УМПО». Сейчас же проходит проработку совместный с «Салютом» и ГП «Ивченко-Прогресс» проект двигателя для семейства самолетов МС-21. И если российско-украинский проект двигателя победит в конкурсе, намеченном ориентировочно на лето 2008 года, то он будет реализован в кратчайшие сроки.

Posted in Новости компании.