Газета «Мотор Сич», № 89, 11 декабря 2003 г. Лариса Онуфриенко

Наш первый двигатель

Состоялось событие, имеющее большое значение для нашего предприятия – завершен один из этапов работы над новым газотурбинным вспомогательным двигателем АИ-450МС. 5 декабря осуществлен первый его запуск на испытательной станции. Двигатель предназначен для самолета Ан-148. Он используется для кондиционирования салона, питания борта электроэнергией, запуска маршевых двигателей.

О работе над созданием АИ-450МС рассказывает Главный конструктор ОАО «Мотор Сич» Ю.Ф.Басов.

— Юрий Федорович, это первый опыт проектирования авиационных двигателей на нашем предприятии?

— Наше предприятие имеет давние традиции разработчика. Мы занимались проектированием электростанции ПАЭС-2500 (Главный конструктор А.С.Красников). В связи с событиями в Афганистане, потребовался высотный вариант двигателя ТВЗ-117. Такая задача была выполнена — нами был создан двигатель ТВЗ-117В. Это наша разработка. У нас есть опыт проектирования как наземной техники, так и авиационных двигателей. Но мы занимались этим совместно с ЗМКБ «Прогресс» и заводом им. Климова. То есть до сих пор выступали в роли соразработчиков. АИ-450МС — наша первая самостоятельная разработка..

— Это право подтверждено документами?

— Да! В 1998 году ОАО «Мотор Сич» официально сертифицировано как предприятие — разработчик авиадвигателей. Мы получили сертификат и право на самостоятельную разработку авиадвигателей.

— Расскажите о работе над двигателем.

— В апреле 2002 года генеральный директор В.А.Богуслаев поручил нашему Управлению подготовить предложения о возможности создания вспомогательной установки. Такую проработку мы выполнили и уже через месяц представили генеральному директору доклад о вариантах двигателя на базе газогенератора двигателя АИ-450 (разработки ЗМКБ «Прогресс»).
Затем получили официальное разрешение ЗМКБ «Прогресс» применить их газогенератор.

— Когда непосредственно приступили к работе над двигателем?

— Стартом надо считать май 2002 года. В конце 2002 года мы закончили этап подготовки эскизного проекта. Затем начали разработку рабочей документации, которую, в основном, закончили к апрелю 2003 года. В ноябре был изготовлен вспомогательный двигатель АИ-450МС, и 5 декабря состоялся его запуск.

— Юрий Федорович, как Вы расцениваете это событие?

— Прежде всего, хочу подчеркнуть, что это достижение не только УГК, а всего предприятия ОАО «Мотор Сич». Сертификат разработчика мы смогли получить только потому, что все службы нашего завода отвечали жесточайшим требованиям сертифицирования. Невозможно было бы сегодняшнее достижение без усилий наших технологов, металлургов, метрологов, ЭРО… Я еще раз хочу сказать, что это достижение всего завода, всех его служб. Это признание нашей марки — марки ОАО «Мотор Сич».

— Можно ли считать 5 декабря новым этапом в развитии предприятия?

— Конечно!

— Как приняли нас в этом новом качестве?

— Я бы сказал — настороженно. В Центральном институте авиационного моторостроения, где «Прогресс» принимали на веру, нас проверяли буквально по всем параметрам, со всей строгостью. Было очень сложно и трудно. Но это хорошая школа. Она нам поможет и в дальнейшем проектировании, и его защите.

— Итак, определенный этап в работе над этим двигателем завершен. Что дальше?

— Впереди большие задачи. Надо все отладить, научить работать. Предстоит огромная подготовка к сертификации — за каждый этап работы необходим полный отчет…

— Когда предполагается сертификация двигателя?

— Сроки сертификации жесткие — 2004 год. Сроки торопят.

Posted in СМИ о Нас.