Газета «Мотор Сич» N8 (5566) 6 января 2003 года

С надеждой на лучшее

Председатель правления ОАО «Мотор Сич», генеральный директор Вяче6слав Богуслаев, принимавший участие в саммите стран СНГ и в открытии года России в Украине, возвратившись в Запорожье, для интервью, в котором обозначил ключевые моменты этого никак не второстепенного события.

Итак, вопрос – ответ:

— Что для «Мотора» прошедший год Украины в России?

-Сразу хочу сказать, такие события не только сближают наши народы, но и дают существенные предпосылки для улучшения положения в экономике обеих стран. Думаю, что следующий шаг, а мы его очень ждем, — это либерализация законов, связанных с таможней, с налогами. Они должны быть либерализированы в рамках двух стран. Нам нужна синхронность законов Украины и России. И какой-то орган, говоря старым языком – союзный, который бы регулировал возможные недоразумения. Прошлый год, объявленный годом Украины в России, мы, например, ощущали на себе изменение отношения к украинским производителям со стороны россиян. На рынке, я имею в виду. Изменение в лучшую сторону при прохождении различных административных процедур. Я сказал бы так: мы начинаем понимать, что государство сегодня уже не может вести такую политику, при которой оно не обращает внимания на соседа. Знакомое нам всем слово «добрососедство» теперь не просто слово. Воспринимается его изначальный смысл.

Если говорить о нашей отрасли, прошлый год был очень удачным для украинских проектов. Тут первым я хочу назвать самолет Ан-140. Мы все еще не оправились от предновогодней трагедии… Но интерес к этому самолету у России не пропал. И на 2003 год уже подписаны 10 контрактов. К середине года, думаю, их станет больше. Сегодня альтернативы этому самолету нет.

Вторая программа, которая заинтересовала российскую сторону, — Ан-74ТК-300. Его делают харьковчане. До конца марта надо выполнить заказ на первый самолет. Обратите внимание, кто заказывает: Аэрофлот. Крупнейшая авиационная эксплуатирующая организация в мире. В прошлом году Аэрофлот перевез более 11 млн. пассажиров. То есть российские эксплуатанты рассматривают украинских авиастроителей как своих реальных и надежных партнеров.

По вертолетной тематике тоже есть, что сказать. В прошлом году впервые подписали с Россией контракт на поставку наших двигателей ВК-2500 для супер-вертолета Ми-17. Эта машина поднимается на 2 км выше, берет на 2 т груза больше. И летит быстрее. В 2002 году мы подписали соглашение с фирмой Камова на адаптацию двигателя АИ-450, который разработал «Прогресс». Мы его сейчас делаем.

И в том же 2002 году авиационные специалисты Украины и России имели возможность обратиться к двум президентам – Леониду Кучме и Владимиру Путину – с предложением ускорить процесс интеграции российских и украинских предприятий, связанных с авиационной промышленностью. Хочу отметить, что наши обороты продаж в России выросли в прошлом году почти на 28%.

-И вот дан старт году России в Украине…

-Наше предприятие возлагает особые надежды на этот год. Есть основания надеяться, что уровень экономики и в России, и в Украине выйдет на качественно новый виток. А это, прежде всего, консолидация капитала, консолидация интеллектуальных возможностей НИИ, ОКБ, наукоемких производств. Мы стоим в преддверии серьезных объединений: есть поручение двух президентов дать конкретные предложения по интеграции авиапредприятий с одной и другой стороны. Скажем, чтобы не потерять рынки, мы должны создать мощную авиационную систему, подобную европейской, где участвуют 11 государств на добровольных началах, с конкретными квотами. И сегодня Европа вытесняет американскую авиационную технику с тех маршрутов, на которых еще вчера Штаты были вне конкуренции. Нам по одиночке тоже не устоять. Следовательно, надо плотнее объединяться. В этом направлении мы и будем работать в наступившем году. Уже созданы лизинговые компании и в Украине, и в России, куда вложены большие деньги. Как бюджетные, так и небюджетные. Мы имеем реальные заказы. На этих лизинговых условиях купили и эксплуатируют самолеты в Одессе, Харькове. Также и в России.

Posted in СМИ о Нас.