Газета «Трибуна», 8 октября 2002 г. выпуск № 179 www.tribuna.ru

Он улетел, но обещал вернуться

Свой 50-летний юбилей Владимир Путин встретил за праздничным столом трудных переговоров.

Перед самым приездом В.Путина в Запорожье закончили два ремонта. Залатали дыры на трассе из аэропорта и укрепили швы на трещинах Днепрогэса. Город радуется хорошей дороге и надеется, что теперь плотину не прорвет.

Осенненая 70-летием Днепрогэса, российско-украинская встреча была похожа на истерику неразделенной любви. Нервотрепка началась неделю назад, когда сообщили, что Л.Кучма совершенно неожиданно улетел в Индию «с вторника аж до выходных». Хотя о том, что в это воскресенье у легендарной станции случится юбилей, было известно еще семьдесят лет назад.

Не привыкшие к высокой политике, запорожские чиновники сходили с ума от ежедневного обрезания намеченных мероприятий. А по вечерам по ТВ шла хроника индийского визита. Показывали странные вещи – например, как Леонид Данилович потратил целый день только на знакомство с компьютерными технологиями в Бангалоре. Индийский Интернет для украинских «чайников» впечатлял. Еще круче была новость о согласии Дели покупать украинское оружие – точно такое же, как до сего времени поставляла российская сторона. Лучшей фиги в кармане предстоящего визита в Запорожье придумать было нельзя.

Однако хотелось верить в лучшее. Запорожцы понимают, что сегодняшний Днепрогэс, увы, стал похож на музейный реликт. Все украинские ГЭС ныне обеспечивают лишь семь процентов общего энергопотребления страны. Да, когда-то мы вместе строили станцию – ветеранам есть что вспомнить. И все же это прошлое. А в настоящем могуче живет другое дело. Большое небо и большая авиация. – вот что реально связывает Россию и Украину.

В тройке главных украинских заводов Леонид Кучма назвал «Мотор Сич». Если два остальных, днепропетровский «Южмаш» и харьковский «Хартрон», едва держатся на плаву, то запорожский «Мотор» рвет вперед со скоростью собственных авиадвигателей. Этот здесь делают движки на «Анны», «Яки» и «Ту», на запорожских моторах летает по всему миру целое семейство вертолетов российских фирм Камова и Миля.

Вдохновившись предстоящей встречей с Путиным и Кучмой, генеральный директор «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев созвал в Запорожье весь цвет авиастроения СНГ. Авиационные боссы примчались сюда не ножкой перед президентами шаркать. Московский завод «Салют» ставит на крыло лучший в мире штурмовик Су-27 – знаменитый «Грач». Много других изделий москвичи делают вместе с украинцами-«моторовцами». Генеральный директор «Салюта» Юрий Елисеев рубит с плеча:

— Надеюсь, что увидимся с президентами. Думаю, об успехах им есть кому рассказать и без нас. Мы будем говорить о проблемах, которые мешают настоящей интеграции. Ничем не оправданные таможенные барьеры, дикое налогообложение – все это надо решать на самом высоком уровне. Почему с той же Германией без всяких соглашений работа идет гораздо легче, чем с Украиной? Почему на российско-украинской границе наши контейнеры стоят неделями? С Китаем работа идет оперативнее, чем с Украиной? Подумать только – из Москвы в Шеньян груз добирается быстрее, чем до Запорожья!

Эта встреча так и не состоялась. Путин прилетел в полдень, а улетал уже в пять вечера. Единственное, что смогли сделать авиаторы, — выстроиться прямо на Днепрогэсе. Так и стали плечо к плечу «генеральные» Ильюшина, Яковлева, Камова, авиамоторостроители Питера, Казани, Уфы…

И когда Путин проходил по Днепрогэсу, москвич Елисеев буквально взял за руку президента, остановил, а запорожец Богуслаев коротко и резко выдал все, что наболело. Эффект был сильным. Тут же ВВП решил, что в следующий раз он с Кучмой специально обсудит результаты совместной работы в авиакосмической отрасли. Даже назвал дату – 7 ноября.

Неизвестно, рад ли был этому сам Леонид Данилович. Впрочем, учитывая оппозиционную бучу, в «красный день календаря» он готов куда угодно, лишь бы подальше от Киева. Вот и весь запорожский итог. Даже соглашение о международном консорциуме решили подписывать в Кишиневе.

Posted in СМИ о Нас.