Газета «Российская газета», выпуск № 165, 3 сентября 2002 г. Александр Панченко

Летающие лодки соберутся в Геленджике

С 4 по 8 сентября Российское авиационно-космическое агентство проводит в Геленджике IV Международную выставку и научную конференцию по гидроавиации «Гидроавиасалон — 2002». Начиная с 1996 года к берегам Черного моря на Геленджикскую испытательно-экспериментальную базу Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им Г.М.Бериева стремятся все, кто так или иначе связаны с морем и авиацией.

Из года в год растет авторитет салона. Если в первой выставке участвовало 82 фирмы и организации из 15 стран, то в 2000 году в Геленджике были представлены 147 российских организаций и 30 зарубежных организаций из 26 стран. На всех четырех гидроавиасалонах Украину неизменно представляет Запорожское ОАО «Мотор Сич».

— Мы давно работаем с ТАНТК им. Г.М.Бериева. Считаем это сотрудничество весьма плодотворным и очень перспективным, — говорит председатель правления, генеральный директор ОАО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев. — Наши двигатели стоят на крыле самолетов-амфибий марки «Бе»: Бе?12, Бе-200. Надеемся, что и новые машины таганрогских авиаконструкторов тоже будут поднимать в воздух запорожские двигатели.

В этом году ОАО «Мотор Сич» привезет в Геленджик четыре двигателя. Причем, это будут не макеты, а реальные, действующие образцы. Первым в этом ряду по праву стоит Д?436-ТП. Говоря о плодотворном сотрудничестве моторостроителей и авиаконструкторов, В. Богуслаев имел в виду именно этот двигатель. На первом «Гидроавиасалоне-1996» запорожцы выставили макет, через два года привезли реальный двигатель, в 2000 году экспериментальный Бе-200 уже летал с запорожскими моторами. Нынешняя выставка планируется с участием серийного самолета.

Для авиации это просто фантастические темпы. Если учесть, что одновременно создана уникальная, не имеющая аналогов в мире машина, то любые эпитеты просто блекнут. Кстати, Бе-200 с запорожскими двигателями соответствует не только нынешним, но и перспективным нормам ИКАО по выбросам вредных веществ и уровню шума. Это достигнуто благодаря разработчику Д-436ТП, ЗМКБ «Прогресс», спроектировавшему малоэмиссионную кольцевую камеру сгорания — ноу-хау запорожских конструкторов. Серийные двигатели производятся в кооперации с ФГУП МНПП «Салют» и уфимским ОАО УМПО.

МЧС России сделало заказ на первую партию Бе-200 в пожарном варианте. Несомненно, что этот самолет найдет своих покупателей в странах, где большие водные пространства. Интерес к Бе-200 появился и в США. В значительной мере его стимулировали лесные пожары, бушевавшие прошедшим летом. Небольшие канадские самолеты-амфибии не могли справиться с огнем на такой территории. Уникальность пожарника Бе-200 состоит в том, ему не нужна наземная техника для заправки водой — 12 тонн он набирает за 12 секунд в процессе глиссирования по поверхности водоема. Сейчас машина проходит сертификацию в других вариантах исполнения.

Впервые в Геленджике будет выставлен абсолютно новый двигатель разработки ЗМКБ «Прогресс» АИ-450. Он предназначен для легких вертолетов Ка-226, Ансат и других с грузоподъемностью 1500-4000 кг. Кстати, в нынешнем году ОАО «Мотор Сич» совместно с ОАО «Камов» приступит к изготовлению в Запорожье первых образцов Ка-226 с двигателями АИ-450 в Запорожье. Этот многоцелевой вертолет соответствует нормам летной годности категории А и В и будет сертифицирован по американским FAR, часть 29. Возможен и морской вариант базирования.

Сегодня весь мир идет не столько по пути создания новых машин, сколько методом модернизации уже существующих летательных аппаратов. Современные двигатели, созданные в кооперации украинскими и российскими конструкторами и производственниками, дают новые возможности уже летающим самолетам и вертолетам. За примерами далеко ходить не надо. Ми-17-1В с двигателем ВК-2500 преодолел горы Тибета. Это единственный в мире вертолет, способный работать на такой высоте.

На прошлом гидроавиасалоне было подписано соглашение между ОКБ им. В.Я.Климова (разработчик двигателя), ОАО «Мотор Сич» и ТАНТК им. Г.М.Бериева об установке на Бе?32 новых силовых установок ВК-1500. После адаптации под новые двигатели Бе-132МК (так он будет называться) сможет успешно конкурировать с зарубежными аналогами, предназначенными для местных авиалиний.

Полным ходом идут работы по привязке двигателя к самолету и запуску его в производство. Бе-132МК предназначен для перевозки 26 пассажиров на региональных маршрутах в любых метеоусловиях. Кроме пассажирского варианта конструкторы предусмотрели еще шесть модификаций: административный, санитарный, патрульный, транспортный, транспортно-десантный и самолет для учебно-штурманской подготовки.
Весьма перспективным проектом является новая летающая лодка Бе-113, рассчитанная на 16-18 человек. На этот многоцелевой самолет-амфибию предлагается установить запорожские двигатели.

Двигатели ВК-1500 и ВК-2500, представленные в Геленджике, созданы совместно ГУП «Завод им. В.Я.Климова» и ОАО «Мотор Сич».

— Опыт последних десяти лет показывает, что кооперация не имеет альтернативы. Только вместе, объединив интеллектуальный потенциал и ресурсы, авиационная промышленность России и Украины может отстоять свои традиционные рынки и завоевать новые. Именно поэтому наше акционерное общество с предельной ответственностью подходит ко всем проектам с российскими партнерами, — сказал Вячеслав Богуслаев.

Posted in СМИ о Нас.