газета «Трибуна», выпуск № 121, 16 июля 2002 г. Сергей Григорьев

Напоролись на «РИФ»

ПОД РАЗГОВОРЫ ОБ ИНТЕГРАЦИИ КАЗАХСТАНСКИЕ КОРРУПЦИОНЕРЫ ОБОКРАЛИ УКРАИНСКИХ МОТОРОСТРОИТЕЛЕЙ

В январе 1995 года акционерное общество «Мотор Сич» заключило договор с Управлением Сил воздушной обороны Вооруженных Сил Республики Казахстан на услуги по продлению ресурса авиационных двигателей, оказанию технической помощи и сопровождению эксплуатации авиамоторов запорожского производства.

Речь, в частности, идет о двигателях на самолетах Як-40, — 42, Ан-12, -24, -26 и вертолетах Ми-8, -17, -24, -26. Заключая контракт, руководство «Мотора» исходило не только и понятных экономических интересов. Важным стимулом было и желание показать пример совместной конструктивной работы в условиях всеобщего развала и уныния.

Свои обязательства ОО «Мотор Сич» выполняло четко и в срок. Тем не менее его руководство было вынуждено неоднократно напоминать Минобороны Казахстана о необходимости соблюдать условия договора. К примеру, в письме на имя министра обороны М.Алтынбаева говорится, что, несмотря на финансовые трудности заказчика, «Мотор» не снял с себя заботы по продлению ресурса авиатехники, что «позволило поддерживать вертолетный парк МО Республики Казахстан в боевой готовности, а также успешно провести учения «Центробат» и другие мероприятия».

И вот в начале 2001 года в Казахстан отправились представители «Мотора». Партнеры предложили им схему проведения взаиморасчетов через ЗАО «Республиканский Инновационной Фонд». Приняв во внимание, что ЗАО «РИФ» — фирма со 100-процентным государственным участием, украинцы с этим предложением согласились. Солидности добавлял и тот факт, что руководителями ЗАО «РИФ» являлись не последние в Казахстане люди, а министр энергетики, индустрии и торговли В.Школьник выступал в роли главы Совета директоров.

Поначалу все действительно шло как по маслу. Уже в мае 2001 года «РИФ» перевел на счет «Мотора» 81 тысячу долларов, а в первых числах июля — еще 30 тысяч. Однако после этого пошли странности.

С середины прошлого лета поступления на счета «Мотора» от «РИФа» прекратились. На многочисленные звонки и послания из Запорожья ответа либо не было, либо они выглядели очень уклончиво. Так, в письме президент и председатель правления «РИФа» А.Жабагин выражает уверенность, что совместными с ОАО «Мотор Сич» усилиями будет «обеспечено полное исполнение договора в срок до 29 марта 2002 года». И при том, что в своем ответе еще за 6 июля прошлого года тогдашний замминистра обороны Казахстана Ж.Ертлесова констатирует факт перевода МО на счета ЗАО «РИФ» 801 тысячи долларов (включая неустойку). Вот тебе на! Где же тогда целый год гуляют 700 тысяч у.е., принадлежащих «Мотору»?

А вот где. Как утверждает А.Гинзбург, доверенное лицо ЗАО «РИФ», еще 11 мая 2001 года ОАО «Мотор Сич» поручило «РИФ» перечислить свои деньги неким казахстанским коммерческим структурам — ЧП «Никоноров Олег Иванович» и ТОО «А?Легион». Однако даже невооруженным глазом видно, что «документ», коим оперирует господин Гинзбург, грубая фальшивка.

А теперь заглянем в так называемые «платежные поручения», выписанные ЗАО «РИФ» вышеназванным коммерческим структурам. Итак, ТОО «А-Легион» получил круглую сумму с формулировкой «оплата за оказанные услуги… за ОАО «Мотор Сич». Да помилуйте, о существовании этой замечательной фирмы в Запорожье до недавних пор и не подозревали! Ладно, читаем дальше: ЧП «Никоноров О.И.». Оказывается, ему тоже обломился куш в 21 с лишним миллиона тенге (около 40 тысяч долларов). И за что? Якобы, за… дизельное топливо. В платежке, выписанной на вышеназванное ЧП, получателем денег числится некое ЗАО «Мунай-импекс»… Такие вот кульбиты от которых за версту несет воровством.

Ущерб запорожцев от такого «сотрудничества» измеряется не только заблудившейся суммой с семью нулями. Теперь «Мотору» грозят санкции за невозврат в страну денег в течение 90 дней с момента выполнения договора, налоговые органы проявляют пристальный интерес к казахстанскому контракту «Мотор»…

Само собой, запорожцы не намерены попустительствовать аферистам. В конце февраля с.г. «Мотор» предъявил официальную претензию ЗАО «РИФ» с требованием возвратить причитающиеся предприятию деньги. В ответ опять блеф. «Доводы ОАО «Мотор Сич» о задолженности ЗАО «Республиканский Инновационный Фонд» являются необоснованными», — написал, как отрезал, член Алмаатинской коллегии адвокатов А.Гинзбург, которого председатель правления фонда А.Жабагин уполномочил представлять «РИФ».В общем, идите вы, хлопцы, лесом…

Тем не менее «лесом» придется идти кое-кому другому. Подготовлено исковое заявление ОАО «Мотор Сич» в Алмаатинский городской суд о возмещении материального ущерба. Одним и пунктов иска является просьба к суду обязать ответчика предоставить на судебное рассмотрение оригинал фальшивого (якобы «моторовского») распорядительного письма, дабы подвергнуть сей текст независимой экспертизе. Надо полагать, на суде всплывут и другие криминальные подробности.

Впрочем, одну занятную подробность нужно обнародовать уже теперь. Речь о личности директора Алмаатинского филиала ЗАО «РИФ» А.Петренко, одного из ключевых фигурантов скандальной истории. Есть целая кипа публикаций в казахстанской прессе, посвященных бурному прошлому и настоящему Александра Дмитриевича. Он побывал в центре шумного коррупционного скандала с нелегальноай продажей 40 истребителей МиГ-21 в Северную Корею. Тогда, напомним, в дело пришлось вмешаться самому президенту Н.Назарбаеву. Полетели головы высоких чинов — в погонах и без оных. А г-н Петренко, имевший к тому времени статус владельца небольшой павлодарской фирмы по производству глиняных горшков (а по совместительству — советника в администрации президента республики с личным офисом в здании АП!), поехал в места не столь отдаленные… Выйдя по амнистии (!) на свежий воздух через девять месяцев, гражданин Петренко становится одним из руководителей ЗАО «РИФ» — государственной коммерческой структуры, уполномоченной вести куплю-продажу вооружений и военной техники?

Людям, знающим жизнь не из одних только книжек, ясно, что вопросы эти сугубо риторические. Как и многие другие. Чем, например, объяснить, что ряд казахстанских банков осуществляют операции по заведомо сомнительным платежным документам? Неужели Минобороны, Минфин, Минэкономики, ряд крупных банков Казахстана не ведали, что творили, когда позволяли пользоваться бюджетными средствами откровенным проходимцам? Если это не коррупция, то как это называется?

— Нас действительно поставили в очень неприятное положение, — говорит генеральный директор ОАО «Мотор Сич» В.Богуслаев. — И дело здесь не только в украденных у завода деньгах. Двигатели нужно постоянно сопровождать в эксплуатации, а со временем менять. Иначе возникнет опасность для жизни сотен и тысяч людей.

История эта, надо полагать, насторожит многих потенциальных партнеров Казахстана из дальнего зарубежья, которые внимательно анализируют социально-экономические и политические процессы, происходящие в этой стране. Впрочем, у запорожцев еще не иссякла надежда на то, что конфликт удастся уладить.

Posted in СМИ о Нас.