Трибуна №72, 23 апреля 2002 года Иван Гракун

Надёжный двигатель Содружества

На прошлой неделе во Всероссийском выставочном центре прошла седьмая международная выставка «Двигатели-2002». Одним из интереснейших ее участников стал украинский «Мотор Сич».

Главным событием традиционной авиавыставки в столице России, в которой участвовали полторы сотни известных на мировом рынке фирм, которые создают, производят, продают, эксплуатируют и ремонтируют двигатели, стало подписание соглашения между Россией и Китаем о совместном создании нового поколения гражданских самолетов.
Наряду с ведущими российскими и китайскими авиастроителями и конструкторами в проекте примут участие и специалисты украинского предприятия «Мотор Сич», которое производит двигатели для подавляющего большинства отечественных самолетов и вертолетов, эксплуатируемых в 106 странах мира.

Естественно, интерес участников к двигателям «Мотор Сич» в этом году был повышен и из-за запрета на полеты «шумных» самолетов в страны Европейского союза. Сейчас из двух тысяч магистральных российских авиалайнеров более 1.600 вскоре не смогут осуществлять полеты в Европу из-за несоответствия новым экологическим требованиям. Выход один — как можно скорее ставить двигатели нового поколения на уже эксплуатируемые на воздушных линиях Ту-230, Бе-200, Як-42М, Ту-134М и новый российско-украинский Ту-ЗЗ4. Для него идеальны экономичные и надежные моторы Д-436 «Мотор Сич», соответствующие самым жестким требованиям по шуму и эмиссии. Сейчас для Ту-334 начато массовое изготовление партии двигателей Д-436Т1.

— Как и наши конкуренты с Запада, которые строят один самолет с участием трех и более стран, мы заинтересованы, чтобы в строительстве Ту-334 в первую очередь принимали участие ведущие российские авиастроительные предприятия, – говорит главный конструктор проекта «Мотор Сич» Юрий Курченко. Так выгоднее и дешевле. Сейчас все двигатели типа Д-434 выпускаются с помощью широких кооперационных поставок с российских предприятий ММПП «Салют» и Уфимского моторостроительного ПО. Потребность в них очень высока и оценивается в несколько тысяч экземпляров. Основная их часть будет поставляться в Россию. Хотя недавно двигателями Д-436ТП для грузопассажирского самолета-амфибии Бе-200 заинтересовались ближневосточные и азиатские государства, так как Бе-200 предназначен для тушения пожаров и удобен в обслуживании территорий береговых линий.

Другой не менее интересный двигатель, представленный на выставке в Москве, это АИ–22, созданный «Мотор Сич» вместе с Казанским авиазаводом для пассажирских пятидесятиместных самолетов Ту-324 и Як-48. Уровень его эмиссии и дымности даже меньше европейских норм, а сейчас на его базе создаются еще и моторы нового поколения. Они предназначены для учебно-боевых, учебно-тренировочных и легких боевых самолетов.

Последняя разработка «Мотор Сич» — турбовальный двигатель АИ-450, который предназначен для модернизации небольших вертолетов Ка-226, Ми-2 и АНСАТ. Для замены моторов в маленьких самолетах-старушках Ан-2 и более новых Ан-3, а также Ан-38 и Бе-132МК готова другая новинка – надежный турбовинтовой двигатель ВК-1500. «Мотор Сич» его также сделал вместе с ФГУП имени Климова из Санкт-Петербурга.
Специалисты «Мотор Сич» надеются, что оба эти двигателя будут востребованы в России. Иначе, как показала печальная практика, катастроф не миновать, так как у нас моторы десятилетиями не меняются и должным образом не ремонтируются.

— Ну а в числе наших самых больших достижений, — итожит Юрий Курченко, – турбовинтовентиляторный двигатель пятого поколения Д-27 и турбореактивный двухконтурный АИ-222. Они предназначены как для гражданской, так и для военной авиации. Экономичные, почти бесшумные и с низким инфракрасным излучением. Американцы до сих пор не могут создать что-либо подобное. Как говорится, аналогов в мире нет.

Иван Гракун

Posted in СМИ о Нас.