Кiевскiй Телеграфъ №8 (101) Внутриукраинская еженедельная общественно-политическая газета http://www.k-telegraph.kiev.ua 4-10 марта 2002 года

Мотор прогресса

Запорожским моторостроителям хватает собственного инвестиционного ресурса

Украинцы еще раз подтверждают свою способность разваливать реальные опоры независимости собственной страны. Ради неких интересов и амбиций, явно не государственных, развязывается настоящая информационная война против запорожского завода «Мотор Січ», крупнейшего производителя авиационных силовых установок в СНГ. Цель «боевых» действий — толкнуть предприятие на эмиссию акций и получить контрольный пакет. Якобы только от частных инвесторов-приватизаторов «едва держащийся на плаву» завод может получить серьезные деньги на развитие.

На самом деле, никто никаких денег платить не собирается. Наоборот, «Мотор Січ» уже в ближайшее время в состоянии приносить немалые дивиденды. От подобного пирога, разумеется, хочется отрезать кусок пожирнее.

Индустриальный гигант на юге Украины уверенно наращивает объемы производства. А его трудовой коллектив продолжает оставаться собственником своего предприятия, при этом вовсе не желая иметь новых хозяев. Наоборот, моторостроители из Запорожья убеждены: они уже пережили самые трудные времена, сохранив высокие технологии, и сегодня готовы успешно работать в новых условиях украинско-российского и мирового рынков.

Большое семейство пассажирских и транспортных Анов и Ту, классические конструкции и самолеты нового поколения — все летают на запорожских моторах. Эти двигатели дают вторую жизнь многим «классическим» моделям. Их берут и для новых конструкций.

Через три года больше половины авиапарка Российской Федерации будет списано в утиль. Федеральная программа развития гражданской авиации предусматривает появление как минимум тысячи новых магистральных лайнеров. Москва готовит чрезвычайные финансовые, инвестиционные и таможенные меры по поддержке своей авиации.

Особо интересна инновационная концепция региональных воздушных сообщений «Аэрофлота». Огромные пространства российских регионов не могут оставаться без авиации. Ближнемагистральные Ту-134 и Ан-24 выработали свой ресурс. Ветеранов заменят Ту-334 и Ан-140. Естественно, с высокоэкономичными, мирового уровня двигателями «Мотор Січ».

Существует потрясающая цифра, наиболее ярко характеризующая уровень российско-украинского стратегического партнерства. Больше 90 процентов вертолетов России летают на двигателях из Запорожья. Практически весь вертолетный парк! Четырнадцать модификаций гражданских и, главное, военных Ка и Ми. Среди них знаменитый «трудяга» Ми-17, «испытанные бойцы» Ми-24 и Ми-35.

Да, в российской армии действительно слишком много старых машин. Цепь нынешних авиационных катастроф на Северном Кавказе — слишком сильное тому доказательство. Путин ставит задачу кардинальной модернизации вертолетной техники. Боевые части России ждут «Черную акулу» Ка-50 и «Аллигатор» Ка-52. Эти «летающие терминаторы» тоже оснащены новыми турбовальными двигателями «Мотор Січ».

Отношения России и Украины должны быть отношениями равных партнеров. Равные — означает одинаково сильные. В чем сила Киева? В нефтегазовой трубе? Но недавний гость Москвы г-н Литвин буквально просил не проводить вторую такую же трубу в обход Украины. Нетрудно догадаться, что обещал взамен.

Нефтегазовый вентиль перестал быть козырем в украинской колоде. Зато без авиамоторов Запорожья России обойтись будет действительно трудно.

Есть ли в мире авиационные силовые установки лучше запорожских? Возможно. Например, один Ил-96Т оснастили движками «Пратт энд Уитни». Машина получилась классной, но запредельно дорогой. В итоге стоит непроданной уже два года.

В общем, все идет к тому, что в ближайшее время Россия вернет себе собственные крылья. И если она решит подвесить на эти крылья запорожские моторы — это будет лучшей гарантией паритета российско-украинских отношений. А значит, гарантией реальной независимости Украины.

Между тем неудавшиеся приватизаторы «Мотор Січ» продолжают кампанию травли запорожцев в российских и украинских СМИ. Игры патриотов: «Предприятие на грани краха… авиадвигатели уступают основным западным образцам… новые разработки — не что иное, как авантюра, выбрасывание денег на ветер… никто из здравомыслящих людей не верит в его серьезный успех».

Международная компания дискредитации «Мотор Січ», по замыслу ее организаторов, должна настолько подорвать позиции предприятия, чтобы оно все-таки пошло на частную приватизацию. Допустим, это случится. Что в итоге?

7 февраля в Мариинском дворце Леонид Кучма вручал награды лауреатам Государственных премий в области науки и техники. Среди награжденных были украинский первый вице-премьер Олег Дубина и председатель правления ОАО «Мотор Січ» Вячеслав Богуслаев. А за неделю до киевских торжеств Олег Дубина был вынужден срочно отправиться в Днепропетровск. Он пытался разобраться с острейшей ситуацией на металлургическом заводе им. Петровского.

«Петровку» загнали в глухой угол приватизационные игры. Хозяева-временщики выкачали из завода все, что смогли, и бросили предприятие в агонии. Дубина был вынужден признать факты, слишком неприятные для господ «реформаторов».

Судьба завода им. Петровского типична для постсоветской экономики. Но сегодня люди уже не хотят такой судьбы. Вот любопытные строки из письма председателю специальной контрольной Комиссии ВР по вопросам приватизации Александру Рябченко. Пишут работники киевского завода «Большевик»: «Благодарим за работу по включению нашего акционерного общества в список предприятий, не подлежащих приватизации. Запрет приватизации сбережет для Украины уникальный машиностроительный комплекс».

«Наша комиссия действительно пришла к выводу, что нет необходимости выводить на приватизацию предприятия, обеспечившие себе работу при прежней форме собственности, до тех пор, пока не обнаружится, что им не хватает собственного инвестиционного ресурса», — утверждает Рябченко.

«Мотор Січ» инвестиционного ресурса хватает. Более того, кроме инвестиций в производство и науку, запорожцам по силам ежегодно тратить 30 млн. грн. на социальную сферу. Иные украинские директора гордятся тем, что вообще отказались от «социалки», сбросили с плеч все, что находится за пять метров от заводской стены. А Богуслаев сказал: «Это мой Сталинград», и даже в самые тяжелые времена не отдал ни одного объекта соцобеспечения. В результате у предприятия свои детсады, четыре детских спортивно-оздоровительных лагеря, медицинский центр с оборудованием не хуже киевских клиник, шикарный спорткомплекс и гандбольная команда (между прочим, чемпион Европы), дворец культуры с множеством секций, студий, кружков, две базы отдыха были, а недавно купили третью. Все это заводское, для моторостроителей практически бесплатное. Жилмассивы «Мотор Січ» — единственный район города, где нынешней зимой было тепло.

Однако важнее другое. Состояние и здоровье главного нашего государственного ресурса — российско-украинского стратегического партнерства. История снова бросает свой вызов славянским государствам: или вместе в содружестве крепнем и развиваемся или… будущее одиночек незавидно.

На сегодняшний день для российского авиапрома сотрудничество с «Мотор Січ» приоритетно по ряду факторов. Межправительственные соглашения как результат политического единодушия руководителей двух стран придают ему долгосрочный устойчивый характер. Причем экономически выгодный: запорожские движки в конечном счете «несут в себе» 85% российских комплектующих изделий, 95% — российского металла, почти полностью — агрегатные узлы и результаты НИОКРа. Так материализуется труд сотен тысяч рабочих, инженеров, конструкторов, ученых из более чем 300 российских предприятий — партнеров «Мотор Січ».

Такое партнерство выгодно. Интеграция и кооперационное сотрудничество резко удешевляют конечный продукт, делая его более конкурентоспособным на внешних рынках. И, наконец, еще один существенный аргумент.

Завтрашний день — за высокими технологиями, за «хай-тек». Создание авиатехники 5-го поколения, тех же двигателей потребует особой концентрации необходимых ресурсов, финансовых и прочих. Одной стране это почти не по силам. В кооперации с надежными, исторически испытанными партнерами дело заспорится куда эффективнее и быстрее.

Цивилизованный мир осознал это. А европейское сообщество уже доказывает эту истину конкретными делами. Негоже и нам оставаться столь близорукими.

Сергей Ильченко
собкор газеты «Трибуна» (Россия) в Украине
Днепропетровск

Posted in СМИ о Нас.