Деловая трибуна №7 (91) Еженедельник российской промышленности и науки

Полмира под крыльями

Самолеты и вертолеты в 105 странах мира летают с запорожскими авиадвигателями

Недавно в посольстве Украины в России собрались руководители иностранных миссий, аккредитованные в Москве. На приглашение запорожского ОАО «Мотор Сич» познакомиться со своей разнообразной и впечатляющей продукцией откликнулись в основном послы тех стран, кто пока еще не входит в своеобразный международный клуб «Мотор-авиа-105».


На снимке (слева направо): представители ОАО «Мотор Сич» П.И.Кононенко, В.И.Котов и посольства Украины в России — советник-посланник Ю.С.Ленартович, Чрезвычайный и Полномочный Посол Н.П.Белоблоцкий, советник В.П.Иванов.

Понятно, послы — люди подвижные, самолет для них — транспорт наипервейший. А «Мотор Сич» как раз и выпускает двигатели для лайнеров и вертолетов, причем делает это, страшно сказать, аж с 1916 года. Тогда акционерное общество «Дюфлен, Константинович и Кш» (сокращенно «Дека») организовало в Александровске (нынешний город Запорожье) производство авиадвигателей, лучшее по тому времени в Российской империи. У истоков предприятия стоял и выдающийся конструктор И. И. Сикорский — именно его знаменитые четырехмоторные самолеты «Илья Муромец» оснащались двигателями «Дека».

В сентябре прошлого года завод отметил свое 85-летие. Его моторами оснащались и оснащаются боевые и гражданские самолеты, транспортные и пассажирские авиалайнеры, вертолеты и санитарные самолеты. Сегодня ОАО «Мотор Сич» возглавляет Вячеслав Богуслаев, личность яркая и неординарная, широко известная на Украине и в России: он одарен в научно-инженерном смысле и неуемно жаден до любых новаций – от «высокотехнологических» до социально-управленческих. И в этом смысле, истины ради, надо заметить, что штрихи к портрету современного ОАО «Мотор Сич», которые обозначили на встрече в украинском посольстве в Москве представители предприятия, задуманы и выполнены под руководством нынешнего его руководителя.

По словам директора внешнеторговой фирмы ОАО «Мотор Сич» Владислава Мотриченко, один из крупнейших в мире производителей моторов сегодня выпускает 55 (!) типов и модификаций авиадвигателей. От небольших вспомогательных силовых агрегатов до мощнейших — для самых больших в мире самолетов «Руслан» и «Мрия», вертолетов Ми-26.

За эти годы не раз менялись названия предприятия, но неизменной оставалась его репутация надежного и солидного партнера, производящего высококлассную продукцию. Пока, как заявил В. Мотриченко, претензий ни от одного зарубежного заказчика не поступало. Потребителями авиадвигателей из Запорожья являются всемирно известные самолето- и вертолетостроительные фирмы и КБ — Антонова, Бериева, Ильюшина, Туполева, Яковлева, Камова и Миля, а также чешские и китайские авиапроизводители. В целом украинские авиадвигатели бороздят небеса 105 (!) стран мира.

— На нашем предприятии в свое время работали генеральные конструкторы авиадвигателей С. К. Туманский, В. Я. Климов, А. Г. Ивченко, В. А. Лотарев, создатель двигателей для космических ракет В. Н. Челомей, — напоминает В. Мотриченко. – Эти яркие таланты – инженеры и организаторы – оставили основному предприятию не только уникальную инженерную и производственную культуру, но и способствовали созданию и развитию многих родственных предприятий. Кроме того, продолжил свой рассказ В. Мотриченко, коллектив, осваивая новые позиции на рынке СНГ, особенно российском, приступил к производству промышленных установок наземного применения и газотурбинных приводов. Растут заказы от добытчиков недр на газотурбинные приводы для газо- и нефтеперекачивающих, газлифтных агрегатов. Причем они успешно работают не только на промыслах Украины и России, но и в Ираке, Турции, Индии.

Основными регионами экспортных поставок из запорожского гиганта (в ОАО работают более 25 тысяч человек, наряду с головным предприятием заказы обеспечивают еще восемь крупных подразделений по всей Украине) являются страны Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока и Юго-Восточной Азии.

В России, которая является для предприятия главным партнером, «Мотор Сич» открыло пять лет назад свое представительство. Возглавляющий его Петр Кононенко так характеризует масштабы работ:

— Мы поддерживаем тесные контакты с коллективами более чем 50 российских предприятий в 30 городах России — Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Уфе, Энгельсе, Нижнем Новгороде, Тюмени, Омске и т. д. Осуществляем контроль за исполнением украинских заказов, таможенным оформлением и поставкой узлов, материалов и комплектующих. Тесно сотрудничаем с теми российскими авиа- и вертолетостроительными заводами, которые используют наши моторы, с авиаремонтными предприятиями.

Среди них такие известные, как завод имени Климова из Санкт-Петербурга, ММПП «Салют» из Москвы, Уфимское моторостроительное объединение. Участвуем в сбыте продукции, в том числе товаров народного потребления, также и производства «Мотор Сич».

Сегодняшний «Мотор Сич» — не только золотые кадры и современная сертифицированная производственная база, передовые технологии. Это еще соответствие требованиям международных стандартов серии ISO 9001, что подтверждает «Сертификат о признании» с областью аккредитации в США, Великобритании, Германии. Это и сертифицированный ремонт и сервисное сопровождение выпущенных авиадвигателей в течение всего срока их эксплуатации. А ведь речь идет в общей сложности о более чем 34 тысячах моторов, выпущенных в последние годы. Очевидно, поэтому к запорожскому заводу «прибиваются» все новые партнеры — из Канады, Республики Корея, Китая… А доход предприятия от реализации продукции превысил в прошлом году более 200 млн. долларов США.

Рассказ о запорожцах был бы неполным без одного весьма не характерного для большинства вступивших в пору экономических реформ предприятий: оно полностью сохранило свою социальную сферу. Не многие сумели сделать это. Зам. генерального директора ОАО «Мотор Сич» Владимир Котов обрисовал ситуацию так:

— В распоряжении коллектива три базы отдыха, профилакторий, оздоровительный центр для детей, спорткомплекс, Дом культуры с множеством кружков и творческих секций, современная медсанчасть. А наши гандболистки — чемпионки Украины и Европы. Руководство предприятия всячески стимулирует «социалку», укрепляя в людях веру в завтрашний день, нравственные устои коллектива.

Ну а то, что Россия как партнер доминирует во всех отношениях с запорожцами — и в производственной, и в духовной сфере, — понятно без объяснений. Как верно заметил Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в РФ Николай Белоблоцкий, подводивший итоги встречи, она не случайно совпала по времени с 10-летием со дня установления официальных отношений между государствами — соседями и братьями. Ведь украинские моторы, по меткому замечанию посла, тоже обеспечивают усиление тяги наших народов друг к другу в буквальном смысле слова.

Евгений РОМАНОВ

Posted in СМИ о Нас.