Деловая трибуна №38 (79) Еженедельный выпуск Российского союза товаропроизводителей и «Трибуны»

Россия — Украина: поиск согласия
На днях в редакции «Трибуны» прошел «круглый стол» «Россия — Украина: опыт и актуальные проблемы российско-украинского сотрудничества».


Он собрал видных политических деятелей, представителей деловой элиты, ученых двух стран. Повестка дня обозначила самую суть проблемы: экономика. Именно она определяет, какими будут наши отношения. В публикациях, которые предшествовали «круглому столу», уже выступили руководители ряда предприятий и пограничных областей, посол России на Украине Виктор Черномырдин, были рассмотрены острые вопросы сотрудничества двух стран в топливно-энергетическом комплексе. И сегодня мы не завершаем, а продолжаем разговор. Надеемся, что власти прислушаются к предложениям, которые прозвучали на встрече.

Посол Украины говорит с Россией

С обстоятельным докладом на «круглом столе» выступил посол Украины в России Николай Белоблоцкий. Сегодня «Трибуна» представляет читателям его точку зрения на состояние и перспективы экономического сотрудничества наших стран. Украинско-российские экономические отношения — главная составляющая наших межгосударственных отношений. Экономическая динамика Украины этого года выглядит достаточно оптимистично. Второй год подряд наблюдается прирост производства. ВВП за 9 месяцев этого года увеличился на 9,3 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объемы промышленного производства за этот же период превышают прошлогодние на 16,6 процента, товаров народного потребления — на 19,8 процента. Таких темпов Украина не знала не только со времени провозглашения независимости, но и за последний десятилетний период пребывания в составе Союза. В то же время не следует идеализировать достигнутое. Более того, хотел бы отметить, что производственная структура Украины до последнего времени остается крайне инертной и консервативной. Для преодоления такого рода инерции Украина продолжает целенаправленную реализацию стратегии экономических преобразований. В основе таких преобразований лежит реструктуризация предприятий, их адаптация к рыночным условиям, формирование практически во всех отраслях промышленности «точек роста». В первую очередь это относится к предприятиям пищевой, легкой, деревообрабатывающей промышленности, машиностроения, металлургии, химии, которые производят конкурентоспособную продукцию. Важное значение в ходе структурных преобразований экономики Украины отводится созданию промышленно-финансовых групп, консорциумов и других объединений с участием промышленников и предпринимателей Украины и России. Экономики Украины и России остаются, как и прежде, тесно связанными между собой. Поэтому сокращение производства в одной стране, как правило, негативно отражается на экономической ситуации у соседей. С другой стороны, учитывая сырьевую, технологическую взаимозависимость, заинтересованность в рынках друг друга, считаю, что риск сокращения производства мог бы быть значительно меньшим, если бы более активными темпами происходило восстановление взаимовыгодных связей на уровне предприятий. Фундаментом украинско-российских отношений в настоящее время может быть только экономика. А политика должна в максимальной степени учитывать экономические интересы и способствовать их реализации. В пользу этого свидетельствуют история и опыт Европейского союза, который формировался более 40 лет и основой построения которого была именно экономика. Развитию и углублению экономического сотрудничества между Украиной и Российской Федерацией способствуют постоянные деловые встречи президентов обеих стран Л. Д. Кучмы и В. В. Путина. Достигнуты принципиальные договоренности по решению накопившихся годами острых проблем в энергетическом комплексе, в военно-техническом сотрудничестве и во взаимной торговле.

Что мешает взаимной торговле

Характеризуя современное состояние украинско-российских торгово-экономических отношений, можно отметить, что Российская Федерация была и остается главным торговым партнером Украины. Наибольшие объемы украинской торговли приходятся именно на Россию — это треть всего внешнеторгового оборота Украины. По мере того, как наши страны выходят из экономического кризиса, растет и объем их товарооборота, который за 9 месяцев этого года (без услуг) достиг 6,7 млрд. долларов. Это на 1,4 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. Продолжавшаяся в течение четырех лет тенденция спада товарооборота во взаимной торговле была приостановлена в прошлом году. Так, если за период с 1996 по 1999 год взаимный товарооборот уменьшился с 14,4 до 8 млрд. долл., или на 55,5 процента, то в 2000 году впервые был достигнут 17-процентный рост во взаимной торговле товарами (до 9,3 млрд. долл.). Вселяет надежду и то, что рост товарооборота в последнее время обеспечивается за счет значительного увеличения (на 18,9 процента) экспорта украинской продукции. В структуре украинского экспорта преобладает продукция глубокой степени переработки, а именно: металлургической промышленности, доля которой в украинском экспорте составляет 30 процентов, машиностроения — 26 процентов, продовольственной продукции — до 17,6 процента, а также продукции химической промышленности — до 14,1 процента. В целом же на эти четыре отрасли приходится около 88 процентов общего украинского экспорта в Россию. Вместе с тем нельзя не отметить, что современный уровень торгово-экономических связей далеко не отражает реальных возможностей промышленных потенциалов двух стран. Перспективы украинско-российского торгово-экономического сотрудничества в значительной мере зависят от способности двух государств устранить существующие препятствия во взаимной торговле. Для этого необходимо переводить двусторонние отношения в реальную плоскость стратегического партнерства и внедрять цивилизованные формы урегулирования проблем. В последнее время активизировались контакты не только на межгосударственном и межведомственном уровнях. Регулярными стали встречи в рамках Петербургского экономического форума. До конца этого года в Харькове состоится очередная встреча украинских и российских бизнесменов и банкиров. Восстановление экономических потенциалов сторон невозможно без преодоления кризисных явлений в украинско-российских торгово-экономических отношениях. Их решение требует: — создания благоприятных условий и ликвидации искусственных препятствий, которые мешают развитию взаимовыгодных торгово-экономических связей (расхождений в порядке взимания косвенных налогов, применения тарифного и нетарифного регулирования во взаимной торговле); — стимулирования восстановления взаимовыгодных кооперационных связей и координации действий по защите отечественных производителей и внутренних рынков от недобросовестной конкуренции со стороны третьих стран. Должен заметить, что Протокол по кооперационным поставкам из года в год подписывается с большим запозданием. Например, на 2001 год он был подписан лишь в сентябре текущего года; — согласования экономических и структурных преобразований для предотвращения неоправданных затрат при сооружении новых (компенсационных) мощностей, которые приводят к исключению из производственных процессов технологически связанных украинских и российских предприятий (если такие производства не относятся к сфере экономической безопасности); — координации действий сторон для избежания взаимной конкуренции на рынках третьих стран.

Что стоит за специальными расследованиями

Теперь о некоторых основных направлениях, которые, на мой взгляд, требуют активизации усилий всех заинтересованных сторон: центральных и региональных органов власти, предпринимателей.

О совершенствовании и упрощении нормативно-правовой базы и механизмов экономического и внешнеэкономического регулирования

Сегодня даже при наличии заинтересованности украинских и российских субъектов хозяйствования развитие взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества сдерживается из-за расхождений в нормативно-правовой базе. Наиболее отрицательно на развитие украинско-российского сотрудничества влияют расхождения в порядке таможенного (тарифного и нетарифного) регулирования, установление транзитных тарифов и режимов, местных налогов и портовых сборов. Все это ведет к неоправданному повышению цен на товары (услуги, работы), препятствует свободному их перемещению, провоцирует распространение нелегальных форм во взаимной торговле. Сдерживающим фактором в развитии взаимной торговли остается неразрешенность проблем прошлых лет. Причиной этого в определенной степени является блокирование со стороны обоих государств взаимоприемлемых решений. Например, вместо сохранения специализации и углубления взаимовыгодных кооперационных связей часто реализуется стремление к развитию российской экономики на принципах импортозамещения и жесткой, порой дискриминационной защиты национального рынка. Также российской стороной сдерживаются и процессы снижения существующих барьеров и устранения искусственных препятствий во взаимной торговле, что приводит к торможению реализации достигнутых договоренностей на самом высоком уровне. Только за последний год РФ принят ряд нормативных актов, которые не способствуют улучшению торговых отношений. К ним, в частности, можно отнести решение о введении специальной пошлины на поставки украинских труб и крахмала на российский рынок, введение временной специальной таможенной пошлины на импорт карамели. К этому следует добавить специальные расследования относительно импорта украинских компрессоров к холодильному оборудованию и компенсационные расследования относительно импорта украинских прутков из железа (арматуры). Перечень подобных товаров может значительно расшириться в случае открытия новых специальных расследований и по другим украинским товарам (спецсталям, алюминиевым сплавам и проволокам, фаянсовым изделиям, пиву, соли и т. п.). Однако, обвиняя украинских производителей вышеупомянутой продукции в сознательном занижении цен при их экспорте на российский рынок, Россия часто протежирует своим экспортерам в реализации продукции по заниженным ценам. Так, по данным российских экспертов, разница цен на внутреннем и внешнем рынках проката черных металлов составляет около 40 процентов, полиэтилена — 50 процентов, целлюлозы и шин для грузовых автомобилей — около 30 процентов, тракторов — более 40 процентов, а российская обувь экспортируется по ценам почти в два раза более дешевым, чем на внутреннем рынке. Болезненным для украинских товаропроизводителей, ориентированных на российский рынок, стал переход РФ с 1 июля 2001 года на принцип взимания НДС по «стране назначения», за исключением энергоносителей (нефть, природный газ, газовый конденсат). В результате удорожания продукции украинский экспорт в РФ, по данным Гостаможслужбы Украины, в июле с. г. снизился (по сравнению с соответствующим периодом прошлого года) на 45,7 процента, августе — на 22,7 процента. Объемы экспорта в эти месяцы по сравнению со среднемесячными показателями за I полугодие 2001 г. снизились в 2,1 и 1,4 раза соответственно. Торговля потеряла свою динамику, объем ее прироста с начала текущего года составил всего 1,4 процента. Не исключено снижение объемов экспорта по итогам 2001 года. Все это негативно отражается на экспортном потенциале Украины и бюджетных поступлениях. По оценочным расчетам, сумма начисленного НДС за июль-август с. г. на украинский экспорт в Россию составила порядка 76,6 млн. долл., а с учетом начисленного НДС на поставки в Украину российских энергоносителей (в сумме 85,9 млн. долл.) общие поступления в российский бюджет от внешнеэкономической деятельности с Украиной составят около 162,5 млн. долл. Учитывая, что в Украине расчетная сумма начисленного в июле-августе т. г. НДС на российский экспорт составит 116,2 млн. долл., превышение взысканного НДС в РФ может достичь 46,3 млн. долл., а до конца года это превышение может увеличиться еще на 120-150 млн. долл. Приведенные данные касаются лишь НДС. Если подсчитать экспортные пошлины, сумма будет гораздо больше. При этом необходимо учитывать, что энергоносители в структуре российского импорта в Украину занимают 60 процентов. Поэтому такие исключения из общих правил регулирования внешней торговли для Украины крайне чувствительны. Указанные факты свидетельствуют, что со стороны России предпринят односторонний и продуманный шаг в интересах развития своей экономики. Однако такой «прагматизм» в двусторонних отношениях, которые мы провозглашаем стратегическими, ставит под угрозу положительные тенденции, которые наметились во взаимной торговле в прошлом году и отмечались в первой половине текущего года. Поэтому сейчас усилия всех органов исполнительной власти должны быть направлены на пресечение практики расширения изъятий из режима свободной торговли и обеспечение скорейшего проведения в жизнь подписанных документов по созданию зоны свободной торговли между государствами — участниками СНГ. Считаю, что для смягчения существующих диспропорций в торговле сегодня следует проработать вопрос о распространении в 2002 году принципа взимания НДС по «стране назначения» на поставки нефти в объемах, определенных балансом нефти по РФ для поставок на нефтеперерабатывающие предприятия Украины в соответствии с Протоколом к Межправительственному соглашению о сотрудничестве в развитии ТЭК от 7 сентября 1994 года. В дальнейшем следует проработать возможность отмены этой нормы, заложенной в Налоговом кодексе РФ, а также внесения на межправительственные переговоры вопроса о согласовании взаимных условий продвижения украинской продукции на российский рынок, а российской — на украинский рынок. Также для Украины и РФ было бы целесообразным изучить возможности приведения механизмов регулирования двусторонних торгово-экономических отношений в соответствие с принципами, которые используются в европейских странах. В первую очередь это касается: — внедрения единого порядка взимания НДС на продукцию, которая экспортируется и импортируется с таможенных территорий, в том числе нефти, природного газа и газового конденсата; — совершенствования порядка сертификации товаров и квотирования импорта во взаимной торговле; — сближения таможенных и транспортных тарифов. Стоит заметить, что сегодня наблюдаются определенные подвижки в разрешении указанных проблем. Приятно отметить, что во время рабочего визита 4 сентября этого года председателя правительства России М. М. Касьянова в Украину был подписан межправительственный Протокол о внесении изменений и дополнений в Протокол об изъятиях из режима свободной торговли с зафиксированным минимальным перечнем таких изъятий. Позитивное влияние на дальнейшее развитие торгово-экономического сотрудничества между нашими странами на основе равенства и взаимной выгоды должен оказать и подписанный главами правительств Меморандум между Кабинетом министров Украины и правительством Российской Федерации о принципах неприменения специальных мер относительно импорта товаров происхождением с таможенной территории Сторон.

О зоне свободной торговли

На сегодня введение в полном объеме зоны свободной торговли между государствами — участниками СНГ сдерживается РФ. До последнего времени аргументация России сводилась к тому, что в нынешних условиях введение зоны свободной торговли приведет к ежегодной потере Россией якобы от 2 млрд. до 800 млн. долл. Эти подсчеты базируются скорее всего на том, что в структуре российского экспорта преобладают сырьевые товары, которые в условиях отсутствия эффективных механизмов защиты могут реэкспортироваться странами — участницами зоны свободной торговли. Именно этими опасениями можно объяснить и первоначальный перечень изъятий из режима свободной торговли, предложенный российской стороной, и форсированное создание Таможенного союза, который сегодня практически трансформировался в Евразийское экономическое сообщество. С другой стороны, в РФ не в полной мере учитывается то, что падение производства в Украине, в том числе и в результате дефицита сырья, приводит к сокращению производства и необходимости повышать цены на продукцию, которая поставляется в Россию. Это, во-первых, осложняет условия функционирования российских предприятий, технологии которых зависят от поставок украинских товаров производственно-технического назначения. Во-вторых, ставит РФ перед необходимостью расходования немалых валютных средств на закупку жизненно важных товаров в третьих странах. При этом если таким образом можно компенсировать поставки продовольственной продукции, то сокращение поставок производственно-технических товаров (комплектующих, запасных частей и т. д.) не может быть компенсировано в принципе. Прямым же негативным следствием нарушения производственных связей является сворачивание высокотехнологичных производств в обеих странах.

Поэтому Украина остается убежденной в необходимости:

ратификации РФ многостороннего Соглашения о зоне свободной торговли от 15.04.94 г. и Протокола об изменениях и дополнении к этому Соглашению от 02.04.99 г.; разработки согласованного графика их постепенного сокращения, механизма снижения уровня технических барьеров и прочих ограничений аналогичного характера, которые препятствуют развитию взаимной торговли; совместного определения основных принципов координации внешнеторговой политики относительно государств, не являющихся участниками Соглашения о зоне свободной торговли, и разработки механизма их реализации; продолжения работы по упрощению и унификации национальных законодательств для обеспечения эффективного функционирования зоны свободной торговли. Остается выразить уверенность, что окончательное формирование государствами — участниками СНГ зоны свободной торговли на основах норм и принципов ВТО все-таки состоится. Это позволит решить комплекс проблем правового, финансового и таможенного характера и окажет самое благоприятное влияние на дальнейшее развитие взаимовыгодного сотрудничества между нашими странами.

О механизмах реализации заключенных двусторонних и многосторонних соглашений и договоров в экономической сфере

Несмотря на достигнутые договоренности и действующие межгосударственные соглашения, производственная кооперация между Украиной и Россией развивается крайне медленно. Причины этого во многом связаны с пассивностью государственных структур обеих стран. Кроме того, развитию кооперационных связей мешает создание сторонами искусственных барьеров на пути кооперированных поставок, отсутствие совершенных механизмов распределения конечных результатов общей деятельности, незаинтересованность и уклонение правительственных структур от оказания поддержки предприятиям в установлении взаимовыгодных контактов. Объем прямых иностранных инвестиций в экономику Украины (по данным Госкомстата Украины) по состоянию на 1 июля 2001 года составил 4,1 млрд. долл., из них российские — 286,5 млн. долл. (5-е место, или 7 процентов от общего объема). В Украине зарегистрировано более 700 предприятий с российским капиталом. Из этого следует, что для российского бизнеса Украина является привлекательной страной. В свою очередь объем прямых инвестиций из Украины в Россию по состоянию на 1 июля 2001 года составил 83,7 млн. долл. В целом, по оценкам экспертов, потребности внутреннего рынка Украины в иностранных инвестициях составляют от 40 до 50 млрд. долл. Дополнительные средства необходимы прежде всего для таких отраслей украинской промышленности, как металлургия (7 млрд. долл.), машиностроение (5 млрд. долл.), химия и нефтехимия (3,3 млрд. долл.), транспорт (3,7 млрд. долл.). В этих условиях Украина испытывает объективную потребность в активизации инвестиционной деятельности для создания конкурентоспособных хозяйствующих систем, модернизации и реконструкции действующих структур, обеспечении диверсификации капитала в направлении социально ориентированных структурных преобразований. Несмотря на положительные тенденции, которые отмечаются в сфере инвестиционной деятельности, структура инвестиций остается несовершенной. По данным Госкомстата РФ за 2000 год, наиболее привлекательной для российских инвесторов в Украине является сфера управления экономикой. Поступления в эту сферу почти в 43 раза превышают объемы инвестиций, направленных непосредственно в производство. По региональному распределению почти 98 процентов общей суммы российских инвестиций в прошлом году поступили в Украину из Москвы. Остальные распределились между Кабардино-Балкарской Республикой, Липецкой, Ярославской и Нижегородской областями. Преобладающая часть украинских инвестиций в Россию была направлена в науку и научное обслуживание (65,7 процента), а также в операции с недвижимостью, здравоохранение, физическую культуру и социальное обеспечение (около 30 процентов). Доля же промышленных инвестиций составила лишь 0,3 процента, что также является совершенно ненормальным. Крайне неравномерно сумма украинских инвестиций распределяется и по регионам. Основная их часть направлена в Ростовскую область (65,7 процента), Москву (28,2 процента) и Ставропольский край (5,8 процента).

Что можно сделать вместе

Но и в этих условиях имеется немало примеров положительного партнерства. Среди них, в частности, можно назвать приватизацию Лисичанского и Одесского нефтеперерабатывающих заводов, Николаевского глиноземного. Российский заказ дал вторую жизнь украинскому ОАО «Стахановский вагоностроительный завод». 50 вагонов-минераловозов буквально на днях отправились к российским заказчикам с подъездных путей предприятия. Это лишь первая часть выполнения большого контракта, согласно которому в нынешнем году предприятие изготовит для партнеров в РФ еще 400 таких вагонов. Возрождению предприятия способствовало приобретение 30 процентов его акций московской компанией «Группа Альянс», которая и обеспечила размещение российских заказов на украинском заводе. Сейчас изучается возможность производства пассажирских вагонов для «Украинской железной дороги». Всего производственной программой в будущем году намечено выпустить товарной продукции почти втрое больше, чем в нынешнем. Благодаря этому вагоностроители планируют получить прибыль 4,5 млн. гривен, увеличить численность рабочих мест до 2.540 и вдвое — зарплату работникам предприятия. Совсем недавно начата сборка легковых автомобилей «Волга» «ГАЗ-3110» и «ГАЗ-3102» из машинокомплектов, поставляемых АО «Горьковский автомобильный завод», на Кременчугском автосборочном заводе (Полтавская область). До конца 2001 года предприятие планирует собрать 400 автомобилей «Волга», в 2002 году — 3 тыс. Цена «Волги» «ГАЗ-3110» украинской сборки составит около 5,8 тыс. долларов. Кроме того, с августа 2000 года КрАсЗ осуществляет сборку легких грузовиков и микроавтобусов «газель» практически всех модификаций. В 2000 году было собрано 230 таких автомобилей, за девять месяцев 2001 года — 831. Планируется, что в 2002 году завод соберет до 3.000 автомобилей «газель». Помимо Кременчугского автосборочного завода, сборку автомобилей «ГАЗ» в Украине осуществляют и другие предприятия. Всего в 2000 году они собрали 16,5 тыс. автомобилей «ГАЗ». Особо хотелось бы сказать о перспективах углубления сотрудничества в научно-технической сфере и в области наукоемких отраслей промышленности, которые могут создать базу для дальнейшего подъема экономики обоих государств уже в ближайшее время. Как вы знаете, Украина и Россия входят в число семи ведущих стран мира, имеющих полный цикл проектирования и производства самолетов. Продукция украинского конструкторского бюро им. Антонова получила всемирное признание, а наше сотрудничество в создании транспортного самолета на базе Ан-70 вышло на международный уровень. К возможному совместному выпуску проявил интерес Китай. Кроме того, самолет Ан-70 может выпускаться в варианте топливозаправщика, а ввод в состав ВВС России таких современных самолетов расширит возможности тяжелых бомбардировщиков. Также необходимо развивать взаимовыгодное российско-украинское сотрудничество в области создания многоцелевых авиационно-космических систем на базе самолетов Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия». Производство совместно разработанного ближнемагистрального пассажирского самолета Ту-334 позволит в будущем пополнить парк самолетов, работающих на внутренних линиях Украины и России. Перспективным является и сотрудничество в области авиадвигателестроения с участием украинских ЗМКБ «Прогресс» и «Мотор-Сич». Целесообразны совместный экспорт и обновление парка гражданских и военных самолетов и вертолетов двигателями украинско-российского производства с обеспечением их научно-технического сопровождения и международной сертификации. Реализация многостороннего проекта «Си Лонч», в котором Украина и Россия играют ведущие роли, не только свидетельствует о мировом уровне наших технологий, но и приносит прибыль. Поэтому для дальнейшего развития и улучшения структуры взаимных инвестиций необходимо продолжить работу по ликвидации торговых барьеров на поставки продукции в рамках производственной кооперации, снятию препятствий и упрощению процедур создания украинско-российских совместных предприятий и транснациональных промышленно-финансовых групп, прежде всего между технологически связанными в прошлом предприятиями. При этом, учитывая курс на европейскую интеграцию, к созданию украинско-российских совместных предприятий и транснациональных ПФГ, ориентированных на производство конечной продукции и дальнейшие ее поставки на рынки друг друга, было бы очень полезным привлекать также представителей западных стран. Действия сторон могли бы распределяться таким образом: начальные средства и технологии — западные инвесторы, производство — технологически связанные украинские и российские предприятия, содействие реализации — российские и украинские структуры.

О реализации совместных работ и проектов

Для реализации долгосрочных проектов в 1998 году президентами Украины и России были подписаны Договор и Программа экономического сотрудничества между Украиной и Российской Федерацией на 1998-2007 годы. Но, как свидетельствует анализ, реализация большинства мероприятий программы отстает. Причина — несовершенство законодательной базы и незаинтересованность отдельных субъектов хозяйствования. Обеим сторонам необходимо провести работу по созданию благоприятных условий для практического воплощения совместных проектов. Среди таких условий можно было бы рассмотреть возможности: стимулирования привлечения негосударственных средств для реализации совместных проектов, в т. ч. за счет льготного налогообложения предприятий, которые привлекаются к их реализации; создания специальных фондов, которые могли бы привлекать средства населения для реализации предусмотренных программой проектов с предоставлением соответствующих гарантий их возврата на привлекательных условиях для вкладчиков; предоставления льгот иностранным инвесторам, которые имеют бизнес в Украине или РФ и соглашаются на реинвестирование полученных доходов в реализацию проектов Программы. Вопрос выполнения программы — это работа Смешанной украинско-российской комиссии по сотрудничеству, которая, к большому сожалению, два с половиной года не собиралась для рассмотрения накопившихся проблем. И только в последнее время активизировалась работа по подготовке очередного заседания Смешанной комиссии, которое должно состояться в декабре этого года.

Что дают деловые контакты

Несмотря на то что сегодня для развития межрегионального и приграничного сотрудничества между нашими государствами создана необходимая правовая база, а 12 февраля 2001 года в Днепропетровске подписана Программа межрегионального и приграничного сотрудничества Украины и Российской Федерации на 2001-2007 годы, приняты мероприятия по реализации этой Программы, состояние дел в сфере межрегионального и приграничного сотрудничества пока что нельзя считать удовлетворительным. Недостаточно четкое представление, к сожалению, имеющее место в экономических ведомствах обоих государств о потребностях и потенциалах регионов соседней страны, которые имеют свою специфику и интересы, значительно ограничивает возможности привлечения к сотрудничеству потенциально заинтересованных предпринимателей и предприятий. Представление же о направлениях сотрудничества на уровне приграничных территорий часто носит местечковый характер и ориентировано, как правило, на решение второстепенных проблем или же на удовлетворение интересов местных «бизнесменов». В то же время именно контакты на уровне регионов являются наиболее плодотворными и дают реальные результаты. Тем более что существует обширная база двусторонних соглашений в области торгово-экономических отношений между городами и регионами Украины и России. С Украиной сегодня сотрудничают практически все республики, края, области, округа РФ. Между регионами наших стран заключено более 250 соглашений и договоров. Однако из всех имеющихся межрегиональных договоренностей до 40 процентов были заключены еще в начале 90-х годов, многие из них устарели и требуют совместного пересмотра, существенного обновления. Недостаточно часто регионы обмениваются рабочими делегациями, к тому же в их составе явно не хватает предпринимателей. Наиболее активно украинские регионы сотрудничают с областями Центрального федерального округа России. Только приграничными областями Украины (Луганской, Сумской, Харьковской и Черниговской) подписано более 60 соглашений и договоров о сотрудничестве в различных сферах с областями и крупными промышленными центрами Центрального федерального округа. Наиболее тесные связи украинских регионов складываются с Москвой. И это понятно. Достаточно обратить внимание на показатели внешнеэкономической деятельности. Так, в январе — августе 2001 года товарооборот Москвы с Украиной составил около 1,8 млрд. долл., или 29 процентов от общего объема украинско-российской торговли. В то же время неоправданно низкой пока что является доля торговли с отдельными приграничными регионами, непосредственными соседями. Так, если за восемь месяцев этого года товарооборот Украины с Белгородской областью, отношения с которой мы считаем образцом для подражания, составил 709,7 млн. долл., или 11,4 процента украинско-российской торговли, то товарооборот Украины с Брянской областью за указанный период составил лишь 92 млн. долл. (1,5 процента), Воронежской областью — около 88 млн. долл. (1,4 процента), Краснодарским краем — 54 млн. долл. (менее 1 процента). Из положительных примеров хотел бы указать на целый ряд перспективных проектов, которые осуществляются в рамках межрегионального и приграничного сотрудничества. В частности, возрождается сотрудничество крупнейшего в Украине предприятия по производству минеральных удобрений — ОАО «Сумыхимпром» с областями Центрального Черноземья. Чтобы создать благоприятные условия для участия в межрегиональном сотрудничестве, Кабинет министров Украины передал Сумской облгосадминистрации полномочия по управлению государственными корпоративными правами этого предприятия. Представляется, что при условии устойчивого обеспечения сырьем (апатитовый концентрат, аммиак, сера, серная кислота) и энергоресурсами (электроэнергия, газ) это предприятие способно удовлетворить значительные потребности в химических минеральных удобрениях и кормовых концентратах, которые существуют в приграничных Курской, Белгородской, Орловской, Брянской областях, а также в других российских регионах. При активном участии посольства был заключен контракт на приобретение ЗАО «Сельхозресурс» из Краснодара машинокомплектов ОАО «Тернопольский комбайновый завод». Ведутся также работы по наладке совместного производства тракторов Харьковского тракторного завода в Мордовии. Предусматривается довести их ежегодный выпуск до 2 тысяч единиц. Активная работа ведется по другим направлениям. В частности, по налаживанию совместного производства зерноуборочных комбайнов «Дон-1500» и «Енисей». В мае этого года состоялось подписание контракта на поставку предприятиям Украины продукции Ярославского моторного завода. Это позволит Украине осуществить ремонт и возобновить парк тракторов К-150К. Часть двигателей этого предприятия предполагается использовать для оснащения автобусов ОАО «Львовский автобусный завод». Значительные перспективы двустороннего сотрудничества имеются и в других сферах: налаживании совместного производства троллейбусов, создании совместного предприятия по производству ядерного топлива, самолетостроения и космической отрасли, химии и нефтехимии… Крайне важное значение имеют также проекты защиты и использования вод бассейна реки Северский Донец. Для решения актуальных проблем и организации приграничного сотрудничества необходимо задействовать в полном объеме механизм Совета руководителей приграничных областей Украины, России и Белоруссии. По моему глубокому убеждению, потенциал торгово-экономических отношений между двумя странами огромен. Совместные усилия позволят вывести наше сотрудничество на качественно новый уровень, а это в конечном итоге благотворно скажется на экономике как Украины, так и России. Должен отметить, что это прекрасно понимают президенты Украины и Российской Федерации, которые уделяют огромное внимание разрешению проблемных вопросов в украинско-российских отношениях.

Белоблоцкий Николай Петрович — Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Российской Федерации. Родился 24 декабря 1943 года в с. Демьяновка Херсонской области. Окончил Херсонский гидрометеорологический техникум (1962 г.), Херсонский сельскохозяйственный институт (1970 г.), ВПШ при ЦК КПСС (1977 г.), аспирантуру при Академии общественных наук в Москве (1983 г.). Работал техником-гидрологом, инженером на стройке. Долгое время был на выборной комсомольской и партийной работе. Избирался секретарем обкомов, ЦК комсомола Украины, секретарем Черкасского обкома партии, работал в ЦК Компартии Украины. С 1990 по 1994 г. — народный депутат Верховной Рады Украины, член Президиума, возглавлял парламентскую Комиссию по вопросам социальной политики и труда. С 1994 по 1996 г. — генеральный директор строительной компании «Золотые ворота» в Киеве. 1996 — 1997 гг. — министр труда Украины. 1997 — 1998 гг. — вице-премьер-министр Украины, министр труда и социальной политики Украины. С ноября 1998 г. по ноябрь 1999 г. — глава администрации президента Украины. Кандидат экономических наук, заслуженный экономист Украины.

И на «круглом столе» «Россия — Украина: опыт и актуальные проблемы российско-украинского сотрудничества», состоявшемся на днях в «Трибуне», словосочетания «братская дружба», «единые славянские корни», «общее историческое прошлое» и т.п. практически не звучали. Здесь собрались прагматики: бизнесмены, руководители производств, представители законодательной власти, дипломаты. Все они были согласны с замечанием посла Украины в России Николая Белоблоцкого: «Фундаментом украинско-российских отношений может быть только экономика».

Как найти общий интерес

Однако каким должен быть этот фундамент? В конце концов экономика — основа межгосударственных отношений если не всех, то большинства стран. Но ведь далеко не у всех такое «взаимопроникновение народов», как напомнил председатель Комитета по делам СНГ Совета Федерации Вадим Густов. Россиян на Украине живет 11 миллионов, а украинцев в России — 5 миллионов; далеко не у всех и были заложены такие тесные экономические взаимосвязи — их не удалось до конца разорвать даже разрушительным реформам. Вадим Густов напомнил слова президента России Владимира Путина, что отныне наша страна должна вести политику со всеми государствами без исключения только в интересах России. Но в силу многочисленных взаимосвязей, в том числе и экономических, значительную часть и украинских, и российских национальных интересов составляют интересы общие. Поэтому нельзя рубить по живому и нельзя — во всяком случае в отношении двух наших стран — подменять политику национальных интересов политикой национального эгоизма. А соблазн такой подмены есть. С одной стороны, еще в 1993 году между нашими странами установлен режим свободной торговли, действуют Договор и Программа экономического сотрудничества между РФ и Украиной на 1998 — 2007 годы, реализуются более 130 мероприятий, охватывающих все сферы экономического сотрудничества. В результате в прошлом году объем внешней торговли России и Украины вырос на 11,7 процента, в первом полугодии нынешнего года — еще на 7 процентов и составил за 6 месяцев 6,1 млрд. долларов. Но вспомним, что еще в 1996 году взаимный товарооборот составлял 14,4 млрд. долларов. Но предпринимателей с той и с этой стороны границы тревожит то, что поле свободной торговли все время суживается. Все шире и одной, и другой стороной вводятся квоты, антидемпинговые пошлины, НДС на импорт… Понять правительства можно: надо защитить своего товаропроизводителя. Украинская промышленность, а она развивается более динамично, действует на нашем рынке активнее, чем российская на украинском. Мы поставляем соседям продукцию на 2,9 млрд. долларов (причем 64 процента этой суммы — стоимость энергоносителей), Украина же продает нам товаров на 3,2 млрд. долларов. Это прежде всего металлопрокат, трубы, продукция машиностроения. Но защита своих товаропроизводителей порой ведется так, что им же и наносится ущерб. Взять одну из «знаковых» отраслей российско-украинского сотрудничества — авиадвигателестроение. В этой области деловые и партнерские отношения давние и плодотворные. А в последние годы совместная работа вообще ведется под особым патронажем — специальных межправительственных соглашений двух стран. Это особенно актуально в жестких условиях сегодняшнего мирового рынка: там, мягко говоря, особенно не ждут авиапродукцию России и Украины. Наглядный пример — не имеющий аналогов самолет Ан-70 с двигателями Д-27 запорожского ОАО «Мотор Сич». Потому так важно крепить и защищать наши связи с внутренним рынком, всячески поддерживая своих производителей. На практике же, порой встают необъяснимые трудности. Так, Петр КОНОНЕНКО, директор Московского представительства ОАО «Мотор Сич», выпускающего авиационные двигатели для самолетов и почти всех российских вертолетов, спрашивает: «Почему ОАО «Мотор Сич» должно платить таможне 20 процентов стоимости двигателя, который на 90-95 процентов собран из российских комплектующих и предназначен для российских же авиационных заводов?» «Разве такая ситуация выгодна российским заводам? Выгодна России в целом?» — недоумевает Петр Иванович. Наши чиновники в высоких кабинетах видимо считают, что лучшая защита национальных интересов — это ревностное исполнение фискальных функций.

Алгоритм деловых отношений

Конечно, взаимное сотрудничество с той и с другой стороны упирается и в произвол чиновников («которым дано право определять, с кого и сколько брать» — Вадим Густов), и в несовершенство правовой базы («нас совсем не понимает законодательство ни в России, ни на Украине» — Леонид Терентьев, генеральный директор АО «Международный консорциум «Средний транспортный самолет»). Но немалым препятствием служит и желание обособиться, продиктованное соображениями скорее политической конъюнктуры, чем экономической целесообразностью. Причем эта болезнь границ не знает. Михаил Филиппов, руководитель представительства Ильичевского морского торгового порта в РФ, вспоминал, что еще недавно грузы из Индии, Персидского залива, частично из стран Тихоокеанского бассейна шли в Россию через черноморские порты. Сегодня «грузы ушли», Россия строит порты на Балтике, очевидно, в том регионе необходимые. Но пока суть да дело, «пока мы друг друга не видим», по выражению Вадима Густова, — контейнерные перевозки перехватила Финляндия. «До двух тысяч грузовиков с контейнерами идет через российско-финскую границу. По большому счету надо сегодня сесть и посмотреть: стоит ли строить новые порты или выгоднее возить грузы через терминалы Украины», — подчеркнул председатель Комитета Совета Федерации по делам СНГ. Нынешние чиновники нередко напоминают «сорванцов» Салтыкова-Щедрина, у «которых на языке государство, а в уме — пирог с казенною начинкой». Именно о таких гражданах говорил Олег Котолупов, президент Фонда экономического и гуманитарного развития «Москва — Крым». Этот фонд собирался вложить миллион долларов в реконструкцию заброшенной детской здравницы «Крым» в Евпатории и предложил украинской стороне создать совместное ЗАО. Но депутат Верховный Рады Смушкевич, возглавляющий «Союз инвалидов», поднял шум: «Распродают Украину» — и фонду отказали. А Смушкевич, как утверждают, потом купил эту крупнейшую здравницу, рассчитанную на 1.500 мест, за 10 тысяч гривен. За копейки. «Политические силы, заинтересованные в развитии торгово-экономического сотрудничества, пока оказываются слабее тех политических сил и в России, и на Украине, которые тормозят широкое развитие экономических отношений, — считает вице-президент Российского Союза товаропроизводителелей Александр Уваров. — Необходимо изменить ситуацию». На «круглом столе» приводились многие и многие примеры совместной работы, «перемены ситуации». Леонид Терентьев рассказывал о консорциуме, создавшем средний транспортный российско-украинский самолет, о том, как удалось согласовать работу двухсот предприятий, увязать воедино их экономические интересы, «провести машину через тернии (чиновничьи рогатки) к звездам (самолет поднялся в небо и в июле закончит испытания)». Удалось это потому, считает генеральный директор консорциума, что «создан алгоритм деловых отношений, существенной частью которого стала межгосударственная рабочая группа, занимающаяся проблемами консорциума. У нас в отличие от других хотя бы есть дверь, в которую надо входить». Заметны успехи и в зоне российско-украинского приграничья. Заместитель директора департамента МИД РФ Виктор Сорокин напомнил, что в феврале в Днепропетровске в присутствии двух президентов была подписана программа приграничного сотрудничества. Уже заключено около 300 двусторонних договоров между различными регионами России и Украины. В 2000 году объем приграничной торговли достиг полутора миллиардов долларов. Это почти пятая часть всего товарооборота между нашими государствами. Конечно, самая перспективная область, в которой наши страны могут и должны приложить совместные усилия, — сфера высоких технологий. Россия и Украина с советских времен имеют мощную научную базу, развитую сеть научно-исследовательских центров. Нельзя сказать, что подписанное пять лет назад Соглашение о научно-техническом сотрудничестве не выполняется. Есть и успехи, которые отметил Виктор Луговской, начальник департамента Министерства промышленности Украины. Среди них — реализация программы развития наноэлектроники, которую возглавили с нашей стороны академик Жорес Алферов, с украинской — академик Николай Находкин. А вот программа совместной реализации и внедрения лазерных технологических комплексов целых пять лет проходила стадию бюрократических согласований и увязок и начнет действовать (если начнет) только в будущем году. Сфера, в которой совпадают национальные интересы России и Украины, распространяется не только на вопросы текущей хозяйственной деятельности. Есть огромное поле для сотрудничества наших сторон по стратегическим направлениям экономической политики, и прежде всего в вопросе вступления в ВТО. На «круглом столе» об этом говорили представители обеих сторон.

Объединить усилия

«Присоединение к ВТО лишает Россию и Украину тех преимуществ взаимного сотрудничества, которые у них есть в настоящее время. Угроза утраты конкурентоспособности товаров России и Украины ставит перед нами задачу сохранения национальных экономик, и здесь мы можем быть очень заинтересованными и нужными партнерами и союзниками», — считает Александр Уваров. Еще категоричнее высказался доцент Российской Академии государственной службы при президенте РФ Андрей Окара: «Интеграция России и Украины в глобальную экономику в качестве самостоятельных единиц будет означать крах обеих экономик». Заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины, директор Национального института проблем международной безопасности, академик Сергей Пирожков предложил «объединить усилия в плане оценки последствий для наших стран вступления во Всемирную торговую организацию. Если мы объединим наши усилия, то сможем вести скоординированную политику с целью уменьшения негативных последствий этого шага». Показательно, что Сергей Иванович на опыте своего общения с коллегами из России отметил эволюцию диалога двух наших стран в течение последних десяти лет: — Раньше, особенно в первые годы независимости Украины, мы в основном дискутировали на конфронтационной основе. Сейчас российско-украинские отношения вступили в новую фазу. 10 лет достаточно, чтобы понять: друг без друга мы нормально развиваться не можем. Экономическое сотрудничество — каркас для развития всей гаммы российско-украинских отношений. Положительную динамику последних лет следует не только сохранить, но и наращивать. Хотелось бы, чтобы все совместные проекты, которые устраивают Украину и Россию, получали необходимое информационное обеспечение, адекватное освещение в СМИ. Следует признать, что сегодня средства массовой информации — особенно западных стран — активно стараются развалить наше сотрудничество. В этой связи особенно ценной представляется инициатива «Трибуны», собравшей нас за этим «круглым столом». Наш «круглый стол», на котором прозвучало много интересных предложений и состоялся, по сути, обмен опытом двустороннего сотрудничества, должен подтолкнуть политиков, структуры исполнительной власти к предметному рассмотрению вопросов, к разрешению множества накопившихся проблем двусторонних отношений. По мнению Сергея Пирожкова, заключенный в 1997 году Договор о сотрудничестве между Россией и Украиной необходимо дополнить меморандумом о стратегическом партнерстве: «Настало время думать, как нам вместе развиваться в третьем тысячелетии». С этим были согласны все участники «круглого стола».

Posted in СМИ о Нас.