«Парламентская газета», №830, 23 октября 2001 года Валерий Нугзаров.

Письмо запорожцев на российскую таможню.
Про то, как возникают барьеры на пути интеграции российских и украинских авиастроителей.

Тот, кто хоть раз переступал порог таможни, знает: все бумаги вроде в порядке. Как бы не так. Непременно отыщется какой-нибудь подвох. Какая-нибудь буковка да не сойдется с ведомственным циркуляром, который, что тот джокер, побивает любого туза. Даже такую важную вещь, как Соглашение между правительствами России и Украины о кооперации предприятий оборонных отраслей от 18.11.93 г.
Соглашение позволяет свободно перемещать через таможни грузы обоих государств » без квот, лицензий и уплаты таможенных пошлин.
Для авиастроителей России и Украины соглашение было просто спасением. Ведь после Беловежья единый авиакосмический комплекс страны оказался расколот. Крупнейший производитель авиадвигателей » ОАО «Мотор Сич» из Запорожья и производители авиалайнеров и вертолетов в Казани, Самаре кровно были заинтересованы восстановить производственную кооперацию. Воссоединив свои потенциалы, в отсутствие заказов дома, партнеры стали пробиваться на мировые рынки. Получил второе дыхание и российско-украинский проект транспортного самолета нового поколения Ан-70, в котором занят и «Мотор Сич».
До 85 процентов построенных в Запорожье двигателей поставляется сегодня в Россию. Запорожские движки » экономичные и наукоемкие » отвечают самым высоким мировым стандартам. Ими оснащены российские вертолеты Ка-50 «Черная акула» и Ка-52 «Аллигатор», лайнер нового поколения Ту-334, летающая лодка Бе-200, самолеты и вертолеты российских ВВС.
Казанский вертолетный завод выполняет крупный контракт для Китая и тоже разместил заказ на двигатели на «Мотор Сич». В свою очередь у запорожцев более 200 предприятий-смежников в России. Те поставляют агрегаты, комплектующие… Партнерские связи запорожцев и их российских коллег » давние, отлаженные. И те, и другие очень дорожат ими. Ведь в авиационной промышленности загрузка мощностей невысока. Выручают пока экспортные контракты. А в этой сфере бизнеса действуют жесткие правила. За каждый день просрочки » крупная неустойка. Поэтому к быстрому прохождению грузов через таможню, к сопутствующим формальностям отношение на заводах самое трепетное. И до поры до времени на таможенном кордоне камня преткновения не было.
Все хорошее, говорят, когда-нибудь кончается. Если на украинской таможне все идет своим чередом, то на российской стороне «построжало» » не подступись. Приказом Государственного таможенного комитета (ГТК) России от 27 августа 1997 года усилен контроль за таможенной стоимостью вывозимых товаров. Таможня ввела дополнительный перечень документов, которые экспортер обязан представить для подтверждения действительной таможенной стоимости грузов.
Порядок есть порядок, и справки о «происхождении» российских комплектующих своих двигателей и про их стоимость они носили на таможню исправно. Однако «построжание», видно, в высоких кабинетах ГТК сочли недостаточным. Дополнили приказ от августа 1997 года инструктивными письмами от 28 июля 1999 года и 26 июня 2000 года. Неведомо, получили ли острастку настоящие махинаторы и ловкачи из числа грузоотправителей, но запорожцам небо стало с овчинку. А таможенный склад временного хранения на посту в Лианозове превратился в «штрафную площадку», где неделями держали под замком грузы комплектующих к двигателям, пока работники московского представительства «Мотор Сич» ходили по инстанциям, выправляя нужные бумаги, перечень которых был, похоже, нескончаем. На заводе «горел» график сборки двигателей для Ростова, Казани, Улан-Удэ. Маячили неустойки.
Вот как излагают драму на таможенном терминале запорожцы в письме в Государственный таможенный комитет: «24 июля 2001 года машина с оборудованием ОАО «Мотор Сич» была поставлена на склад временного хранения с целью ее дальнейшего таможенного оформления… Лишь 14 августа пост «Лианозовский» выпустил груз и скрепил декларацию печатью». 20 дней завод потерял ни за что ни про что, да еще убытки от оплаты хранения и штраф… А штраф-то за что? Если стоимость груза превысила 40 тысяч долларов, по новой инструкции отправителю надлежало собрать различные визы сразу в нескольких отделах таможни. В «отделе прохождения товаров» обнаружили закавыку по позициям «рама монтажная» и «насос шестеренчатый». В Межправительственном перечне за 2001 год коды по этим позициям не совпали. Пришлось грузоотправителю ходатайствовать, чтобы в Межправительственном перечне промашку исправили. Такая настырность не очень понравилась в высоких инстанциях, и еще неделю эти самые коды правили и держали там под сукном.
В другой раз таможенников насторожило, что какая-то деталь в российском агрегате уж больно дешево стоит. Затребовали прайс-лист завода, да еще » заверить его в Торгово-промышленной палате. Чтобы заполучить формальную бумагу от налоговиков, ушло три дня. Далее путь «согласований» продолжился в Главной таможенной лаборатории. Пока там вникали в суть дела и дали положительное заключение, комплектующее оборудование стоимостью 800 тысяч долларов находилось под замком в Лианозове на складе временного хранения.
Комплектацией, поставкой и таможенным оформлением продукции российских деловых партнеров «Мотор Сич» занимается ООО «Борисфен-Авиа», учрежденное на паях «Мотор Сич» с известными российскими авиационными предприятиями, такими, как ММПП «Салют», Уфимское моторостроительное объединение и др. В «Борисфене» работают квалифицированные и, как пишет в письме главе российской таможни гендиректор Петр Кононенко, законопослушные люди. Ни одного сколько-нибудь значимого нарушения таможенного законодательства за много лет работы с российской таможней за ними не отмечено. Почему же, выполняя указания поставить более жесткий заслон махинациям на таможенной границе России с нефтью, цветными металлами и другим «криминогенным» товаром, таможенники под сурдинку распространили эти строгости на прохождение грузов производственной кооперации украинских и российских авиастроителей? Ведь каждому специалисту понятно, что в данном случае через таможню следуют детали и комплектующие незавершенного производства. Товарная стоимость деталей авиадвигателей условна. На них просто нет спроса нигде, кроме цехов «Мотор Сич», потому что двигатели эти уникальные и «штучные». «Борисфен-Авиа» как дочерняя компания, обслуживающая кооперацию авиагигантов, покупает и продает «Мотор Сич» изделия по одним и тем же закупочным ценам. Они соответствуют рыночным. Это легко и просто установить, сверившись с каталогами Госкомстата.
«Мотор Сич» справедливо и корректно обращает этот вопрос на суд руководства российской таможни. А под письмом запорожцев в ГТК России наверняка подпишутся и вертолетостроители Казани, с которыми они выполняют ответственный заказ для Китая, и многие другие российские авиастроители.

Р.S.Когда эта корреспонденция была подготовлена к печати, произошли важные перемены. К чести руководителей ГТК, острая озабоченность запорожцев и их доводы были услышаны и оценены. Проблема была снята оперативно и доброжелательно. Как это бывает, когда вопрос рассматривается с позиций не ведомственного, а государственного интереса. На днях работники Восточной таможни получили Распоряжение за №172, где содержится прямое указание, смысл которого » сократить время таможенного оформления грузов, идущих по перечням межправительственных соглашений о кооперации предприятий оборонных отраслей, в том числе авиастроения. С «Мотор Сич» и Казанского вертолетного сообщают: в коллективах с огромным облегчением и благодарностью восприняли весть, что «таможня дает «добро».

Posted in СМИ о Нас.